Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Пуховичского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Сутинская базовая школа"
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Пуховичского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Сутинская базовая школа"
Электронный вариант социальной рекламы находится по ссылке https://cloud.mail.ru/public/x9Cc/qvCTyLyRZ в формате «cdr».
Профилактика незаконного оборота наркотиков
среди несовершеннолетних и молодёжи
Проблема незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (далее - наркотики) была, есть и будет еще долго оставаться одной из важнейших глобальных мировых проблем, для которой не существует территориальных, национальных или иных границ.
Республикой Беларусь принимались и будут приниматься все возможные меры, направленные на пресечение каналов поступления наркотиков и противодействие их незаконному потреблению и распространению на территории государства.
Сегодня эти вопросы находятся на особом контроле.
Следует помнить, что наркомания - это тяжелое, фактически неизлечимое заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества, разрушающее мозг, психическое, физическое здоровье, заканчивающееся преждевременной смертью. Эта болезнь характеризуется жесткой зависимостью человека, его физического и психического состояния от наркотика.
Осознав в полной мере этот медицинский факт, становится весьма сложно найти ответ на вопрос: «Почему человек, игнорируя очевидные негативные последствия, пробует наркотики?».
Наркоман равнодушен к общественным делам. Его ничто не интересует. Приобретение и употребление дурманящих веществ становится смыслом его жизни. Наркоманы стремятся приобщить к своему увлечению других. Недаром наркоманию иногда называют эпидемическим неинфекционным заболеванием. Кратковременный период иллюзии после приема дурмана сменяется нарушением сознания. Потребители неожиданно теряют интерес к учебе, работе, семье. Наступает объективное разрушение личности и ее отчуждение от общества.
Хроническое отравление организма наркотическими препаратами приводит к потере нравственной сдержанности. Угасают жизненные устремления и интересы. Человек утрачивает родственные чувства, привязанность к людям и даже некоторые естественные влечения.
Общая деградация личности в результате приема наркотиков наступает в 10-15 раз быстрее, чем от алкоголя. До среднего возраста наркоманы чаще всего не доживают, умирая от передозировки, от различных болезней или заканчивая самоубийством.
Трагичных исходов, вызванных потреблением наркотиков, масса.
Тем не менее, практически ежедневно в отделения токсикологии учреждений здравоохранения продолжают поступать молодые люди по причине передозировки наркотиками.
Причины начала потребления наркотиков у каждого свои: это может быть любопытство (а если только попробую?), психологическое давление, инстинкт подражания (компания), влияние моды, доверчивость (...это не затягивает, ничего не бойся и т.д.), отчаяние, критическая ситуация.
Сегодня потребителями наркотиков все чаще становятся социально-адаптированные и достаточно благополучные подростки, молодые люди из семей с достаточно высоким материальным уровнем жизни и социальным статусом. Это означает, что причины наркомании лежат не только в экономической плоскости. Способствуют вовлечению в наркопотребление и особенности переходного периода от детства к взрослости, характеризующиеся, например, большим количеством свободного времени, специфическими формами проведения досуга (посещение дискотек, ночных клубов, проведение досуга в компаниях), неустойчивым ценностным полем.
Есть только один способ преодолеть эту опасность — воспитать у ребенка готовность в любой момент благоразумно сказать «Нет!» любому эксперименту с наркотиком.
Если вы все же заподозрили ребенка в употреблении наркотика, поговорите с ним, не ругайте. Скажите ему прямо о вашем беспокойстве и его причинах. Твердо заявите ему, что вы против употребления наркотиков и намерены вмешаться в ситуацию.
Если вы не встречаете понимания или сталкиваетесь с негативной реакцией, необходимо прибегнуть к помощи специалиста — нарколога или общественных организаций, занимающихся реабилитаций наркозависимых лиц.
Не откладывайте решительных действий. Если имеются явные признаки потребления наркотиков ребенком, обращайтесь за профессиональной помощью.
Будет уместно напомнить, что наркозависимые и их близкие могут получить помощь и ответы на интересующие вопросы посредством интернет-ресурса «POMOGUT.BY». Звонок в колл-центр бесплатный и анонимный.
В Республике Беларусь нет легальных наркотиков. Все наркотики запрещены и находятся под контролем. Любые действия с ними являются незаконными и лица, вовлеченные в наркооборот, подлежат привлечению к ответственности в соответствии с Уголовным или Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
К сожалению, несмотря на проводимую в стране широкую информационную кампанию по профилактике наркомании, можно констатировать факты, когда молодые люди и девушки 15-17 лет, учащиеся высших, средне-специальных заведений и даже школьники задерживались сотрудниками милиции за незаконный оборот наркотиков.
Рост числа молодых людей, вовлеченных в незаконный наркооборот, в первую очередь, связанный со сбытом, вызывает сегодня особую обеспокоенность со стороны всех заинтересованных ведомств и государства в целом.
На сегодняшний день основным ресурсом для распространения наркотиков стал Интернет, активными пользователями которого является каждый из нас.
В глобальной сети часто встречается весьма заманчивая реклама о возможностях быстрого, легкого, а самое главное — немаленького заработка. Как правило, передача таких сообщений происходит через социальные сети либо путем веерной рассылки предложений о высокооплачиваемой работе в мессенджерах.
После заинтересованности в предложении работы общение продолжается в Telegrame или VIPole.
Организаторы интернет-магазинов и сайтов по продаже наркотиков обещают колоссальные деньги всего за незначительную услугу, зачастую скрывая истинные цели и предмет заработка. Приводятся мыслимые и немыслимые аргументы, человека убеждают в легальности работы, отсутствии каких-либо рисков.
Как правило, никто и никогда не видит тех, кто находится по ту сторону компьютера, смартфона или иного гаджета. Тем не менее, многие слепо верят в их обещания и по своей глупости, наивности, желая получить острые ощущения, расценивая это как какой-то квест, вступают в опасную «игру», связанную с распространением наркотиков.
Среди преобладающих к распространению наркотиков относятся такие особо опасные психотропные вещества как пара-метилэфедрон и альфа-PVP. То есть вещества, потребление которых может привести к летальному исходу даже при первичном потреблении. В свою очередь наступившие последствия в виде смерти потребителя влекут для распространителя уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до 25 лет.
При этом мало кто из так называемых “минеров” успевает заработать. Наниматель будет постоянно откладывать выплату вознаграждения, очередные партии наркотиков для раскладки по тайникам придется приобретать за собственные средства и так до того момента, пока к “работнику” в дверь не постучит милиции. Как правило происходит это в течении от 2 недель до 1,5 месяцев, а некоторые задерживаются при первой попытке заработать легкие деньги. А дальше, как обычно, слезы и осознание свершившегося.
Парадоксально, но также наивно рассуждают и взрослые, более того, большинство убеждены, что наркотики коснуться кого угодно, но только не их семью.
Выясняется, что многие родители до сих пор не знают, что Интернет и гаджеты не только способствуют развитию ребенка, но и несут серьезную угрозу безопасности.
Пытаясь не нарушить личное пространство ребенка, не обращая внимания на изменения в его поведении, не зная круг общения и, не вникая в образ жизни, папы и мамы узнают о последствиях слишком поздно.
Сюрпризом становится информация о том, что «хорошие» дочь или сын, стали наркосбытчиками или наркоманами.
Это не значит, что вам необходимо полностью оградить ребенка от интернета, да и в наш век это вряд ли получится. Найдите время на общение со своими детьми, объясните, чем опасны наркотики. Будьте внимательны к тому, с кем общается подросток, находясь в социальных сетях. Лучшее решение проблемы — это ее предотвращение: не жалейте времени для своих детей, ведь если произойдет беда и ваш ребенок попадет в сети наркотика или наркодилера, понадобится гораздо больше времени, чтобы спасти его.
Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение.
Что должно вызывать тревогу:
Наркобизнес сегодня безлик, жесток, беспринципен и беспощаден. Лица, попавшие в сети наркобизнеса через объявления в Интернете, становятся расходным материалом. Единственная цель нанимателей - это обогащение за счет судеб, жизней и здоровья молодых и наивных людей.
Многие, кто встал на опасный путь торговли наркотиками в какой-то момент все же понимают, что сделали не правильный выбор и хотят выйти из этого бизнеса, но оказывается, что одного желания недостаточно.
Вербовщики, как правило, при приеме на работу требуют от человека паспортные данные, которые именно в таких случаях используют в целях шантажа и угроз, обещая придать огласке их незаконную деятельность.
И страх перед этим заставляет продолжать работать на «хозяина» до уже известного и скорого финала.
Следует помнить, что уголовная ответственность на незаконный сбыт наркотиков, предусмотренная ст. 328 УК, наступает с 14 лет и предусматривает наказание в виде лишения свободы от 3 до 25 лет.
В свою очередь в соответствии с действующим законодательством под незаконным сбытом наркотиков понимается как возмездная, так и безвозмездная их передача другим лицам, которая может быть осуществлена посредством продажи, дарения, обмена, уплаты долга, дачи взаймы и иным способом. В МВД на сегодняшний день имеются действенные инструменты для того, чтобы эффективно противостоять распространению наркотиков, но, к сожалению, первыми в поле зрения, зачастую, попадают те, кого наняли на работу, кто стал разменной монетой и просто материалом для зарабатывания денег. Единственное решение, позволяющее избежать медицинских и правовых последствий, связанных с незаконным оборотом наркотиков, никогда, ни при каких обстоятельствах не связываться с ними.
Актуальные сведения можно получить на сайте Министерства внутренних дел.
свернутьПАМЯТКА
для родителей по профилактике сексуального насилия
в отношении несовершеннолетних
Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:
Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:
Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
Во всех областях республики и в г.Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи по «Телефонам доверия».
Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.
Номера телефонов службы экстренной психологической помощи
в Республике Беларусь
Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)
Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)
Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)
Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)
Могилевская область: г. Могилев 80222 71- 11-61 (круглосуточно)
г. Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно)
для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»
Минская область: 8017 270-24-01 круглосуточно, 8029 899-04-01 круглосуточно
Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь оказывает врач-психиатр—нарколог или врач-психотерапевт, прошедший повышение квалификации по сексологии.
свернутьОДОБРЕНО
Постановление коллегии
Министерства образования
Республики Беларусь
10.05.2022 № 4.11
Государственный школьный стандарт
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ, ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ
реализовывать образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении;
создавать условия для организации учебно-тренировочного процесса или организовывать учебно-тренировочный процесс в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;
передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций;
осуществлять приносящую доходы деятельность;
участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению общего среднего образования;
осуществлять проверку подлинности документа об образовании (свидетельства об общем базовом образовании) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;
входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.
качество образования;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;
разработку правил внутреннего распорядка в общежитиях;
создание безопасных условий пребывания учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования в здании и на территории учреждения образования (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию учащимися, иные меры);
моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования;
меры социальной защиты учащихся;
создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи, проживания (при необходимости) учащихся;
участие в формировании контрольных цифр приема;
ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для учащихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами учреждений образования, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;
получение законными представителями несовершеннолетних учащихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся, а также информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;
содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методическое обеспечение;
кадровое обеспечение;
материально-техническая база.
укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками в соответствии со штатным расписанием;
должностные инструкции педагогических, руководящих и иных работников;
непрерывное профессиональное образование педагогических, руководящих и иных работников;
аттестацию.
возможность достижения учащимися, установленных образовательными стандартами общего среднего образования требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения содержания образовательных программ общего среднего образования;
создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, включения в проектную, исследовательскую деятельность, иные виды социально значимой деятельности;
эффективное использование в образовательном процессе современных информационно коммуникационных технологий;
внедрение электронных сервисов, используемых:
педагогическими работниками при организации, осуществлении и анализе результатов образовательного процесса;
учащимися на учебных занятиях (занятиях), при выполнении домашних заданий, в проектной и исследовательской деятельности;
законными представителями несовершеннолетних учащихся как участниками образовательного процесса;
помещения, кабинеты, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса.
помещения для занятий физической культурой и спортом;
помещение медицинского назначения;
иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
пожарной безопасности;
транспортному обеспечению учащихся;
организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации дорожного движения в местах расположения учреждений образования;
организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования;
установленным срокам и необходимым объемам текущего и капитального ремонта.
ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
установление работникам учреждения образования режима рабочего времени, определяемого правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности);
принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся;
определение порядка доступа в здание учреждения образования работников, обучающихся и их законных представителей, должностных лиц обслуживающих организаций, иных посетителей;
определение перечня предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимися в период пребывания в учреждения образования;
установление порядка движения транспорта на территории учреждения образования;
определение и оборудование специальных мест для складирования материальных ценностей, а также хранения личных вещей работников, обучающихся;
ограждение, освещение и обозначение мест, опасных для здоровья и жизни людей.
руководителю учреждения образования, его заместителю;
персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций, а также лицам, осуществляющим дежурство (сторожам, вахтерам).
ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149;
уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;
охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;
бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой учреждения образования;
участие в управлении учреждением образования в соответствии с Уставом учреждения образования (далее – Устав);
отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;
создание благоприятных условий для самообразования;
объективную оценку знаний;
сохранение места в учреждении образования в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;
обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;
посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;
выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения образования количества часов факультативных занятий и с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;
изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения образования;
получение дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) из числа услуг, оказываемых учреждением образования;
получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;
поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
участие в органах ученического самоуправления в учреждении образования;
защиту от любых противоправных посягательств;
неприкосновенность личности.
соблюдать Устав, выполнять решения Совета учреждения образования, иных органов самоуправления учреждения образования, Правила, требования администрации и педагогических работников;
уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников учреждения образования;
находиться в учреждении образования в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных);
покидать территорию учреждения образования во время занятий только с разрешения классного руководителя (дежурного администратора);
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания учебных программ по учебным предметам, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;
посещать классные и информационные часы;
участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;
решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, специалистам социально-педагогической и психологической службы, администрации учреждения образования;
бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;
заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию, самосовершенствованию;
немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (члену администрации) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);
заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;
размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенных местах;
соблюдать деловой стиль одежды;
использовать одежду для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;
иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;
иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;
аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, в конце каждого урока – домашнее задание;
еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;
предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника учреждения образования;
соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом.
не выполнять требования педагогических работников;
курить, употреблять алкогольные (слабоалкогольные) напитки и пиво, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на учебные занятия без уважительных причин, наносить ущерб имуществу учреждения образования и других лиц;
приносить огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи), химические, ядовитые, огнеопасные вещества, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, спички, зажигалки, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих, а также принадлежности для азартных игр;
нарушать дисциплину в ходе образовательного процесса, применять физическую силу и оскорбления в отношении других его участников;
пропускать занятия без уважительных причин и своевременного информирования классного руководителя либо дежурного администратора с последующим предъявлением соответствующего документа классному руководителю;
пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов;
пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной, интернет-связи информацию, содержащую жестокость, насилие;
проводить съемки во время проведения учебных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя, учителя-предметника;
разговаривать во время учебных занятий, выкрикивать нецензурные слова и выражения, отвлекаться самому и отвлекать других учащихся, мешать проведению учебного занятия;
употреблять во время учебных занятий пищу и напитки;
пересаживаться за другую парту без разрешения учителя;
в учебниках делать какие-либо записи, рисовать, вырывать из них страницы;
во время учебных занятий и перерывов между ними играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;
покидать учреждение образования до окончания учебных занятий без согласования с классным руководителем и (или) администрацией учреждения.
ГЛАВА 6
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учебные занятия, классные и информационные часы проводятся по расписанию или в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, и являются обязательными для посещения всеми учащимися.
При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия.
Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным.
В случае, если учащийся не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину во время урока, учитель информирует об этом дежурного администратора и учащийся удаляется с урока в сопровождении дежурного администратора.
В случае, если требования учителя нарушают права учащегося, последний может проинформировать об этом дежурного администратора.
Дежурный администратор вызывает в учреждение образования законного представителя учащегося, а при необходимости – сотрудника территориального органа внутренних дел.
Дежурный администратор после изучения ситуации вправе разрешить учащемуся присутствовать на последующих уроках.
В случае, если законный представитель не прибывает в учреждение образования в краткие сроки, дежурный администратор вправе забрать учащегося с любого последующего урока для разбирательства по прибытии законного представителя в учреждение образования.
В случае невыполнения домашнего задания по какой-либо причине, учащийся до начала урока обязан сообщить об этом учителю.
Не позднее чем за 5 минут до начала урока каждый учащийся:
занимает место в учебном кабинете (классе), определенное классным руководителем;
готовит необходимые для работы на уроке учебники и учебные принадлежности;
ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку), которое может находиться на отдельно стоящем столе или столе учителя.
Учащийся, опоздавший на урок, обязан объяснить учителю причину опоздания.
Во время урока учащиеся внимательно слушают объяснения учителя и ответы других учащихся, не допуская комментариев и реплик с места.
При ответе на вопрос учителя учащийся встает. С разрешения учителя возможен ответ сидя.
О своей готовности к ответу либо о возникшем в ходе объяснения учителем материала вопросе учащийся информирует, поднимая руку.
Дополнения и исправления ответов других учащихся возможны только с разрешения учителя.
Во время проведения контрольных и самостоятельных работ учащийся выполняет их самостоятельно. Помощь других учащихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые перечислены учителем. В случае нарушения этих правил, учитель имеет право изъять у учащегося работу и оценить только ту часть работы, которая выполнена учащимся самостоятельно.
Во время урока учащийся должен следить за своей осанкой.
Звонок об окончании урока дается для информирования учителя и учащихся об окончании занятия. Учащиеся покидают класс только с разрешения учителя.
Для занятий на уроках физической культуры и здоровья учащиеся переодеваются в спортивную форму.
По окончании урока учащиеся наводят порядок на рабочем месте, забирают свои устройства мобильной связи (интернет-связи).
В день выхода на занятия учащийся предъявляет пояснения об уважительности причины пропуска занятий.
Уважительной причиной считается:
болезнь учащегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская документация);
экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей);
пропуск занятий по договоренности с администрацией (по письменному заявлению законных представителей);
участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях (определяется приказом учреждения образования).
В учреждении образования из числа учащихся VII-XI классов назначаются дежурные, которые помогают дежурному администратору, дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе.
В каждом классе назначается в соответствии с графиком дежурный по классу, который во время перемены помогает учителю подготовить класс к уроку: раздает учебные пособия и тетради учащихся, помогает подготовить к уроку иные учебно-методические пособия.
Из числа учащихся VII-X классов назначаются дежурные по столовой, которые перед раздачей пищи моют руки с мылом, надевают головные уборы, фартуки.
Перемена предназначена:
для перехода в другой кабинет (при необходимости) в соответствии с расписанием учебных занятий;
отдыха и физической разминки;
приема пищи;
проветривания класса, для чего учащимся необходимо выйти из класса;
подготовки к уроку, иное;
При движении по коридорам, лестницам, проходам учащимся необходимо придерживаться правой стороны.
Во время перерывов учащимся запрещается:
шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода конфликтных ситуаций;
кататься в учреждении образования и на его территории на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения;
употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других учащихся, других лиц, запугивать, заниматься вымогательством. Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
48.1. Столовая.
В столовую учащиеся ходят организованно, в сопровождении учителя, который проводил урок.
Учащиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, моют руки перед едой.
Учащиеся обслуживаются в буфете в порядке живой очереди, выполняют требования работников столовой, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд.
Употреблять блюда, напитки, продукты питания, приобретенные в столовой, буфете и принесенные с собой, разрешается только в столовой. Во время приема пищи учащиеся должны соблюдать культуру питания.
Каждый учащийся убирает за собой столовые принадлежности и посуду в специально отведенные места.
48.2. Спортивный зал.
Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием его работы.
Посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви.
Запрещается находиться в спортивном зале без учителя, воспитателя группы продленного дня, иного педагогического работника.
Занятия во внеурочное время в спортивном зале организуются по расписанию спортивных секций.
48.3. Санитарные комнаты.
При пользовании санитарными комнатами учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены;
Запрещается задерживаться в санитарной комнате без надобности, а также сорить, курить, принимать пищу, напитки, бросать в раковины и унитазы посторонние предметы.
48.4. Гардероб.
По окончании занятий (учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, в объединениях по интересам), внеклассных мероприятий учащиеся под руководством учителя, проводившего занятия, идут в гардероб. Учащиеся в порядке очередности забирают свою одежду, соблюдая порядок и меры безопасности.
В случае обнаружения пропажи одежды или обуви, учащийся обязан сообщить о случившемся классному руководителю или дежурному администратору.
Учащиеся не оставляют в карманах верхней одежды ключи от дома, деньги, проездные документы, устройства связи (интернет связи) иные ценные вещи.
В случае обнаружения оставленных и (или) забытых кем-то в гардеробе вещей учащиеся передают их вахтеру или дежурному учителю.
Учащимся запрещается опаздывать на мероприятия, проводимые во внеучебное время.
Присутствие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, лиц, не обучающихся в этом учреждении образования, допустимо только с разрешения ответственного за проведение мероприятия (заместителя директора по воспитательной работе, дежурного администратора).
Учащиеся, присутствующие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, и лица, не обучающиеся в этом учреждении образования, допущенные к участию в мероприятии, должны иметь опрятный внешний вид, соответствующий возрасту макияж.
Не разрешается присутствие в верхней одежде и головных уборах на мероприятиях, проводимых в актовом, спортивном залах, иных помещениях учреждения образования.
Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно, в порядке, установленном ответственным за проведение мероприятия.
Учащиеся обязаны соблюдать инструкции о мерах безопасности для учащихся, предусмотренные для конкретного мероприятия, и выполнять в полном объеме требования ответственного за проведение мероприятия.
К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристическим походам – с разрешения медицинского работника.
Общественно полезный труд учащихся во внеурочное время проводится не ранее чем через 30 мин после окончания уроков. Продолжительность общественно полезного труда и виды работ устанавливаются Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
Учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды, предназначенного для посещения ими учебных занятий в учреждениях образования, с учетом общих (одинаковых) элементов одежды, в том числе и наличие «эмблемы» на элементах одежды делового стиля.
Совет учреждения образования имеет право выбора единой модели, цвета и качества тканей, из которых изготовливается одежда делового стиля.
В зимнее время в комплект одежды могут входить трикотажный свитер или жилет.
При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:
спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;
вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;
грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;
верхняя одежда и головные уборы;
обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, праздничных причесок и аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов.
Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает администрация учреждения образования.
ГЛАВА 7
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВАМИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ (ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ)
Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.
ГЛАВА 8
ПООЩРЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ
объявление благодарности;
награждение грамотой;
награждение ценным подарком;
занесение на доску Почета учреждения образования;
написание листа благодарности законным представителям несовершеннолетнего учащегося;
иные меры.
замечание;
выговор;
отчисление.
ГЛАВА 9
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;
защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;
получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;
иные права, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования в соответствии с актами законодательства.
создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, укрепления здоровья учащихся, законными представителями которых они являются, и подготовки их к самостоятельной жизни в семье и обществе.
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
сопровождать учащихся, законными представителями которых они являются, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами;
обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего распорядка в общежитиях.
иные обязанности, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования в соответствии с актами законодательства.
ГЛАВА 10
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;
доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;
участие в управлении учреждением образования;
повышение квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования;
бесплатную перевозку к месту работы (до учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования) и обратно школьными автобусами по маршруту их движения в случае отсутствия автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортом общего пользования, обеспечивающих прибытие педагогического работника к началу его рабочего дня к месту работы и обратно, и при наличии свободных посадочных мест в школьном автобусе.
осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;
повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
пропагандировать здоровый образ жизни среди учающихся;
обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.
Стоимость школьных учебников в 2022/2023 учебном году:
для 1-11 классов стоимость единая - 16,00 BYN,
льготная стоимость (для многодетных семей) - 8,00 BYN.
В постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 839 «О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование» внесены изменения. Это закреплено постановлением Правительства от 28 августа 2018 г. № 621. Так установлена плата за пользование комплектом учебников по программе общего среднего образования – 0,5 базовой величины. По состоянию на 01.01.2022 размер базовой величины составляет 32 руб.
С размером базовой величины можно ознакомиться по ссылке.
Школьникам из социально незащищенных семей учебники выдадут бесплатно. На эту льготу могут рассчитывать, в частности, ученики с особенностями психофизического развития, дети-инвалиды, сироты, а также обучающиеся из семей, которые получают пособия на детей старше трех лет.
Под государственными пособиями на детей старше трех лет понимается пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей, которые указаны в статье 15 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее — Закон).
Так, право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка, не находящегося на государственном обеспечении, если в семье:
- воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;
- воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;
- отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) являются военнослужащими, проходящими срочную военную службу;
- оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.
Таким образом, семьям, получающим пособия на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНО право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.
Учебники выдаются учащимся только при условии, что все полученные в предыдущем учебном году учебники были сданы в библиотеку (пункт 6 Приложения о порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и предоставления их в бесплатное пользование, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011 № 839).
Родителям нужно оплатить пользование учебниками до 1 октября 2022 г.
свернуть
Перечень основных товаров (минимальный набор), рекомендуемых для приобретения законными представителями (родителями) учащихся I–ХІ классов |
Для учащихся I классов
одежда делового стиля (юбка, брюки, блузка, сорочка, жакет, жилет, пиджак, сарафан, платье, гольф, джемпер);
обувь (полуботинки, туфли);
спортивная форма (костюм, фуфайка) для занятий на улице и в спортивном зале;
спортивная обувь для занятий на улице и в спортивном зале.
школьный ранец (портфель или рюкзак);
тетради (в косую линейку – 3-8 шт., в крупную клетку – 3-8 шт.);
обложки для тетрадей – 6-10 шт.;
набор обложек для книг для 1 класса;
пенал;
папка для тетрадей;
ручка шариковая (2-10 шт.);
простой карандаш (2-6 шт.);
линейка 20 см (деревянная);
точилка закрытая;
ластик;
цветные карандаши (12 цветов);
цветные ручки;
альбом или блок для рисования;
краски акварельные;
гуашь;
кисточки для рисования разных размеров;
стакан-непроливайка для воды;
набор цветной бумаги;
набор цветного картона;
набор белого картона;
клей ПВА;
ножницы с тупыми концами;
пластилин, стеки, дощечка для пластилина;
палочки для счета;
веер гласных букв, веер согласных букв (русск/бел.);
веер цифр до 20;
подставка для книг.
Для учащихся II-IV классов
одежда делового стиля (юбка, брюки, блузка, сорочка, жакет, жилет, пиджак, сарафан, платье, гольф, джемпер);
обувь (полуботинки, туфли);
спортивная форма (костюм, фуфайка) для занятий на улице и в спортивном зале;
спортивная обувь для занятий на улице и в спортивном зале.
школьный ранец (портфель или рюкзак);
подставка для книг;
дневник;
обложка для дневника;
обложки для тетрадей (10-15шт.);
набор обложек для книг (для II-IV классов);
папка для тетрадей;
тетради: в узкую линейку без косой разлиновки (8-10 шт., для II класса), в широкую линейку (10-15 шт., для II-IV классов), в мелкую клетку (10-15 шт., для II-IV классов);
пенал;
ручка шариковая (2-10 шт.);
цветные ручки;
простой карандаш (2-6 шт.);
цветные карандаши (12 цветов);
точилка для карандашей;
ластик;
линейка;
угольник (для IIІ-IV классов);
циркуль (IV класс);
альбом и блок для рисования;
краски акварельные;
гуашь;
кисточки для рисования разных размеров;
стакан-непроливайка для воды;
набор цветной бумаги;
набор цветного картона;
набор белого картона;
клей ПВА;
ножницы с тупыми концами;
пластилин, стеки, дощечка для пластилина.
Для учащихся V-IX классов
одежда делового стиля (юбка, брюки, блузка, сорочка, жакет, жилет, пиджак, сарафан, платье, гольф, джемпер);
обувь (полуботинки, туфли);
спортивная форма (костюм, фуфайка) для занятий на улице и в спортивном зале;
спортивная обувь для занятий на улице и в спортивном зале.
школьный ранец (рюкзак или портфель);
дневник;
тетради в линейку (15-20 шт.);
тетради в клеточку (15-20 шт.);
тетради по 24 листа (5-10 шт.);
обложки на дневник, книги, тетради;
ручки шариковые (2-10 шт.);
простой карандаш (2-6 шт.);
карандаши цветные;
точилка для карандашей;
ластик;
линейка;
транспортир;
циркуль;
пенал;
альбом для рисования или блок по черчению;
контурные карты по географии и истории;
клей ПВА;
ножницы;
цветная бумага, цветной картон (для V-VІ классов).
Для учащихся X-XI классов
одежда делового стиля (юбка, брюки, блузка, сорочка, жакет, жилет, пиджак, сарафан, платье, гольф, джемпер);
обувь (полуботинки, туфли);
спортивная форма (костюм, фуфайка) для занятий на улице и в спортивном зале;
спортивная обувь для занятий на улице и в спортивном зале.
школьный ранец (рюкзак или портфель);
дневник;
тетради в линейку (15-20 шт.);
тетради в клеточку (15-20 шт.);
тетради по 24 листа (5-10 шт.);
обложки на дневник, книги, тетради;
ручки шариковые (2-10 шт.);
ластик;
линейка;
точилка для карандашей;
карандаши простые (2-8 шт.);
транспортир;
циркуль;
пенал;
контурные карты по географии и истории.
свернуть
Согласно порядку организации проведения медицинских осмотров детского населения медицинская справка обучающимся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования выдается ОДИН РАЗ в ГОД по достижении ребенком паспортного возраста (в месяц рождения), что позволит обеспечить плановое проведение мед. осмотров и обследование детей с последующей качественной оценкой их состояния здоровья, а так же упорядочить процесс выдачи мед. справки и избежать больших очередей в учреждениях здравоохранения в начале учебного года.
свернуть