Методическая работа

Государственное учреждение образования

«Сутинская базовая школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный час

«1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Учитель начальных классов:

                                            Гришанкова Ирина Александровна

 

 

 

Цель: дать представление о масштабности распространения заболеваний СПИДом; углубить знания о методах профилактики заболевания СПИДом;

Задачи:

показать опасность СПИДа для одного человека и общества в целом;

познакомить с путями заражения СПИДом

воспитание толерантности к больным СПИДом.

 

Ход классного часа:

Я плачу по ночам не спится

Не будем вместе мы с тобой

Молю лишь одного у Бога

На белый свет одно кричу

"Ты поживи еще немного!"

...Я ставлю за тебя свечу.

Ты молод, но душа твоя болит -

Твоя свеча ещё не догорела...

А в сердце муки, кровь кипит -

Здоровье отбирает СПИД...

 

  1. Работа по теме
  2. Вводная часть 

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя встреча - это попытка откровенного разговора с вами о том, что губит человека, небрежно относящегося к себе и близким. Это взгляд на серьезные проблемы. Сегодня мы будем говорить, как вы поняли, о СПИДе.

Ребята я хочу, чтобы послушали притчу: 

В одном болоте жили две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец. Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нем жить!». Но другая лягушка ответила: Не торопись. Конечно, здесь много воды, но что с нами будет, если этот колодец высохнет, как болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?».

 

Мораль этой притчи вы должны определить сами, в конце урока.

 

Особенностью эпидемии ВИЧ является распространение этой инфекции среди молодежи. Это во многом связано с тем, что молодые люди обладают недостоверной или неправильной информацией о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Статистика показывает, что среди молодого поколения активно распространяется алкогольная и наркотическая зависимость.

 

Каждый человек должен знать, что такое ВИЧ и СПИД, разбираться в особенностях этих болезней и знать, как избежать заражения ими. Сейчас мы подробно рассмотрим такие вопросы, как:

  • Что такое ВИЧ-инфекция?
  • Что такое СПИД? 
  1. Основная часть

Мини лекция

Ответы на вопросы:

ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека, который передается определенными путями и вызывает нарушение функций или разрушение клеток иммунной системы организма человека. Задача клеток иммунной системы – атаковать и уничтожать любые болезнетворные микроорганизмы. Постепенно размножаясь и убивая клетки иммунной системы, ВИЧ разрушает способность организма бороться, против каких бы то ни было инфекций. 

ВИЧ – инфекция – это заболевание, возникшее при проникновении в организм человека вируса иммунодефицита. 

СПИД - это синдром (комплекс симптомов), приобретённого (не врождённого состояния), иммунодефицита (организм теряет способность сопротивляться различным инфекциям)

СПИД – это комплекс заболеваний, поражающих иммунную систему человека, возникающих у ВИЧ-инфицированных людей.

 

Лекция

Первая информация о синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД, AIDS по-английски) появилась 1978году, когда врачами было обнаружено неизвестное до того момента заболевание, при котором взрослые люди страдали от иммунодефицита, до этого встречавшегося только как врожденный порок недоношенных новорожденных детей. Врачи установили, что у этих больных снижение иммунитета — иммунный дефицит — не было врождённым, но было приобретено в зрелом возрасте.

Поэтому болезнь в первые годы после её обнаружения стали называть СПИДом — синдромом приобретённого иммунного дефицита. С тех пор распространение СПИДа достигло уровня эпидемии. Заразность СПИДа, его стремительное распространение и неизлечимость и снискали ему славу «чумы ХХ века», наиболее страшного и непонятного вирусного заболевания современности.

Довольно быстро была определена и вирусная природа заболевания. Вирус, вызывающий синдром иммунодефицита, назвали ВИЧ — вирус иммунодефицита человека.

СПИД и его симптомы – это постоянно возникающие заболевания: пневмония, туберкулез, цитомегаловирусная инфекция, герпес и другие. Именно эти заболевания чаще всего приводят к тяжелым последствиям. Эту стадию развития ВИЧ-инфекции и принято называть синдромом приобретенного иммунодефицита, то есть СПИДом. 

Всемирный день борьбы со СПИДом впервые был выработан в августе 1987 года Джеймсом В. Бунном и Томасом Неттером, двумя сотрудниками по вопросам общественной информации для Глобальной программы по борьбе со СПИДом Всемирной организации здравоохранения в Женеве, Швейцария. Доктор Джонатан Манн, директор Глобальной программы по СПИДу (теперь известной как ЮНЭЙДС), принял их идею. Ему понравилась концепция, и он согласился с тем, что проведение первого Всемирного дня борьбы со СПИДом должно состояться 1 декабря 1988 года. 

Бунн предложил дату 1 декабря, чтобы обеспечить освещение в западных СМИ, что, по его мнению, имело жизненно важное значение для успеха Всемирного дня борьбы со СПИДом. Он посчитал, что, поскольку 1988 год был годом выборов в США, средства массовой информации устанут освещать выборы и захотят найти свежую историю.

1 декабря - объявлен ООН Всемирным днем борьбы с ВИЧ/СПИДом. Красная лента – это знак солидарности с ВИЧ инфицированными. Напоминание о необходимости принятия мер по профилактике ВИЧ/СПИДа. Петелька из красной ленточки – международный символ анти СПИД – движения.

 

3.Работа с ситуациями

Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

 

Вы разделены на группы, и я вам напомню правила работы в группах.

Правила работы в группе: быть активными, уважать мнение других, быть доброжелательными, быть ответственными, пунктуальными, не перебивать, стремиться найти истину, быть открытыми для общения. 

В каждой группе между ее членами распределяются обязанности: выбирается докладчик (озвучивает идеи), секретарь, хронометрист, все остальные члены группы – генераторы идей. 

Сейчас я вам раздам ситуационные задачи, которые после обсуждения в группе, вы презентуете их классу.

 

Ситуация 1. Что бы вы почувствовали, узнав, что один их ваших друзей инфицирован вирусом, вызывающим ВИЧ, СПИД? Как вы думаете, отразилось бы это на вашей дружбе? Обоснуй ответ 

Ситуация 2. Как вы полагаете, следует ли разрешить людям, больным СПИДом оставаться там, где они работают, учатся? Почему?

 

Вопрос: Ребята как вы думаете, как можно заразиться ВИЧ/СПИДом? Какие пути заражения существуют и сколько их? Что нужно делать, чтобы уберечь себя от СПИДа?

 

 

Пути передачи ВИЧ в настоящее время хорошо изучены и уже не вызывают сомнений у ученых и врачей. Говоря в целом, ВИЧ может передаваться только тремя путями: либо через кровь, либо половым путем, либо вертикально от матери к ребенку. 

Заражение ВИЧ может произойти при инъекциях общим инструментарием или каких-либо иных контактах «кровь в кровь». Именно по этой причине столь высока частота заражения ВИЧ среди пользующихся одним шприцем наркоманов. 

К случаям заражения СПИДом через кровь, разумеется, относятся и случаи заражения при переливании инфицированной крови и других медицинских манипуляциях. 

В последние годы передача ВИЧ подобным путем практически не встречается, потому что каждый донор перед забором крови проходит тест на ВИЧ. Что касается нестерильных инструментов, то в медицинских учреждениях их не применяют. Обычной медицинской стерилизации или кипячения достаточно для уничтожения ВИЧ. 

Чтобы уберечь себя от СПИДа необходимо соблюдать следующие правила: 

использование средства защиты при каждом сексуальном контакте 

отказ от употребления наркотиков;

использование одноразовых или стерильных инструментов при пирсинге, татуировках, маникюре, педикюре, инъекции лекарств и так далее.

 

Лекция как не передается вирус 

Не передается вирус иммунодефицита человека бытовым путем – через рукопожатия, объятия. Здоровая кожа – надежный барьер, но нельзя окончательно исключать возможность заражения, если у обоих партнеров на поверхности кожи рук есть незакрытые ранки. Такие ситуации, понятно, встречаются исключительно редко.

Не передается ВИЧ через предметы одежды, спальные принадлежности, посуду. Вирус быстро гибнет в окружающей среде.

Нет оснований считать, что вирус ВИЧ могут передавать кровососущие насекомые. Человеческий вирус не живет в организме насекомого, к тому же комар не впрыскивает кровь в ранку человека (только слюну). Слюна также не может попасть в кровяное русло человека, для этого необходимо раздавить комара на своей открытой ране, и при этом комар перед этой процедурой должен быть наполнен ВИЧ инфицированной кровью предыдущей жертвы. 

Не выживает ВИЧ в водной среде, поэтому нет смысла бояться заражения в бане, бассейне, сауне. 

Поцелуи не приводят к инфицированию, хотя большинство людей продолжает бояться таких контактов с зараженными ВИЧ. В слюне инфицированного человека содержится небольшое количество вируса, а для заражения партнера необходимо не менее двух литров слюны, поэтому поцелуи нельзя рассматривать как один из способов передачи вируса иммунодефицита человека. Можно пользоваться общей посудой, обнимать друг друга — в этих действиях нет никакого риска при контакте с больным. Избегать следует только контактов кровь в кровь. Не следует бояться заражения в общественном транспорте, местах общепита, больницах и поликлиниках.

 

  1.  Тестовое задание

Задание: прочитайте внимательно и обведите кружочком нужный ответ. 

«В» - верно, «Н» - неверно.

 

ТЕСТ. Что вы знаете о СПИДе ? 

1.Опасно обнимать человека больного СПИДом          В Н 

2.Заразиться СПИДом можно, пользуясь общественным туалетом       В Н 

3.Находиться в классе с учителем, который болен СПИДом, вполне 

безопасно        В Н 

 4.Люди, которые вводят себе внутривенно лекарственные препараты, не должны пользоваться иглами других людей        В Н

5.Нельзя заразиться вирусом СПИДа (ВИЧ),кусая один и тот же бутерброд, или когда пьёшь из одного стакана с больным СПИДом В Н 

 6.Если кто-то в школе получил травму, сопровождающуюся кровотечением, следует остановить ему кровь рукой       В Н 

7.СПИДом можно заразиться если больной кашляет или чихает на тебя   В Н 

8.Неплохая идея – обсуждать вопросы  наркотиков и СПИДа в школе  В Н 

9.СПИД вызывается вирусом       В Н 

10.Положительный тест на СПИД означает, что человек болен СПИДом  В Н 

  1. СПИД поражает красные кровяные тельца В Н 

12.СПИД передаётся через все жидкие выделения тела         В Н 

13.Тесты на СПИД, как правило, надёжны      В Н 

14.СПИД передаётся тремя основными путями: при сексуальных контактах, контактах с кровью (например, при совместном пользовании иглами) и от матери к ребёнку во время внутриутробного развития и при рождении    В Н 

15.Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других заболеваний ВН 

  1. Одна из проблем, связанных со СПИДом, состоит в том, что между заражением и моментом проявления заболевания могут пройти годы В Н

 

Список правильных ответов (для учителя)

1Н,2Н,3В,4В,5В,,6Н,7Н,8В,9В,10Н,11Н,12Н,13Н,14В, 15В,16В.

 

Вопрос: Ребята как вы думаете, где можно пройти обследование и тестирование на ВИЧ/СПИД?

Ответ: Поставить диагноз ВИЧ – инфекции может ТОЛЬКО врач! Тест на ВИЧ проводится, чтобы определить, заражен ли человек вирусом иммунодефицита. Тест на ВИЧ дает достоверные результаты не раньше, чем через 3 месяца после заражения. При проникновении вируса в организм возникает ответная реакция, образуются антитела. Эту реакцию можно выявить специальными методами при исследовании образцов крови. Тест на ВИЧ – антитела обязательно проходят доноры, беременные женщины, наркоманы, проходящие лечение. Добровольно тест на ВИЧ – антитела может пройти любой человек при подозрении на СПИД. А также сдать анализ на ВИЧ следует, если в жизни человека присутствовал риск инфицирования. 

Результаты тестирования – конфиденциальные и не подлежат огласке. Медицинскими работниками будут поставлены в известность только родители несовершеннолетних. При желании можно сдать анализ анонимно.

 

Вопрос: Существуют ли эффективные методы лечения ВИЧ/СПИДа в настоящее время? Какие исследования ведутся в этом направлении? Знаете ли Вы о них? 

Ответ: Лечение ВИЧ/СПИДа может быть: 

  • Этиологическим (уничтожение или затормаживание размножения в организме вируса);
  • Патогенетическим (стимулирование иммунитета); 
  • Симптоматическим (лечение сопутствующих заболеваний). 

К сожалению, достаточно эффективных методов лечения ВИЧ/СПИДа пока нет. Получены лишь препараты, способные затормаживать размножение вируса. Есть лекарства, оказывающие стимулирующее воздействие на иммунитет. Лечение сопутствующих заболеваний малоэффективно, поскольку человек постоянно живет в среде, где находится множество микроорганизмов, способных вызвать на фоне иммунодефицита то или иное заболевание.

 

Учитывая все вышеизложенное, понимаем, что, основным средством борьбы с ВИЧ/СПИДом остается профилактика.

 

Заключительная часть

 Обобщение полученных знаний. 

  1. Рефлексия:

 Составление синквейна. 

Правила: 

  1. 1 существительное – главное слово. 
  2. 2 прилагательных, характеризующих главное слово. 
  3. 3 глагола, которые описывают действие понятия. 
  4. Короткое предложение, раскрывающее ваше отношение к этому понятию. 
  5. Одно слово, в котором вы выражаете свои чувства, связанные с этим понятием.

 

 

 

 

СПИД 

Распространенный, смертельный

Убивает, поражает, губит.

Избегайте этого ужаса!

Страх 

 

СПИД

Страшный, смертельный.

Убивает, заражает, губит 

СПИД – чума 21 века. 

Ужас.

 

Учитель: Если на вашем пути появится человек, которому нужна помощь, пусть он даже о ней не просит, но вы это чувствуете, то обязательно поспешите эту помощь оказать. Болеет ли человек страшной болезнью, пытается отказаться от вредных привычек или просто нуждается в беседе, никогда не совершайте преступление против себя, не отворачивайтесь. Я желаю, чтобы вы никогда не видели как ваши знакомые или близкие мучаются от ломок, чтобы никто не услышал даже от малознакомых людей про страшный диагноз: ВИЧ-инфицированный.

 

К началу нового века эта болезнь унесла 50 миллионов жизней жителей Земли. Это страшное заболевание с катастрофической быстротой распространяется по всему миру и в ногу шагает с молодыми людьми.

 

III. Итоги 

Предлагаю вам продолжить фразу 

«Я понял (а), что…»;

 «Я надеюсь, что…»;

 «Мне понравился наш классный час, потому что…»;

«Мне не понравился наш классный час, потому что…

 

Подводя итоги нашего классного часа, мы можем сделать следующие выводы: 

  • ВИЧ/СПИД – это опасное и смертельное заболевание; 
  • ВИЧ/СПИД распространяется с большой скоростью из-за нашего незнания, неведения, невежества; 
  • Но, ВИЧ/СПИД можно остановить, если объединить наши усилия в борьбе против смертельного ВИЧ/СПИДа.

 

Пусть ваше будущее будет светлым и радостным!

 

 

Классный час: « Учеба – мой труд. Умею ли я добывать знания?»

Сценарий  по теме «Я и школа» в рамках проекта “ШАГ”для 6 кл

24.11.2022.

Предварительно провести анкетирование учащихся.

Анкета для учащихся.

  1. Поддерживают ли тебя родители в учёбе?
  2. Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?
  3. Назови твой самый любимый и самый сложный предметы.
  4. Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?
  5. Какой предмет был самым любимым

а) у твоей мамы,

б) у твоего папы?

  1. Назови, что в течение последней недели читали твои

а) мама,

б) папа?

  1. Что в течение последней недели прочёл ( или читал) ты?
  2. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
  3. Наказывают ли тебя родители за промахи в учёбе?
  4. Любишь ли ты учиться?

Классный руководитель: Ребята, мы с вами уже ученики 6 класса. В этом учебном году нам предстоит узнать много нового, интересного. Но для этого потребуется от вас усидчивость, терпение и желание хорошо учиться.

Ребята, как вы считаете зачем нужно учиться? ( Высказывания детей)

Проанализировать анкеты учащихся.

Известный писатель Жюль Верн в своей книге « Пятнадцатилетний капитан» написал: «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается в поте лица - тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для совершения их».

Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность часто жалуются те, кто впустую растрачивает время.

А ещё ленивые люди утверждают: «Не стоит заниматься работой, когда не расположен к ней». Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет вдохновение. Глубокое заблуждение! Чтобы втянуться в работу, нужно вначале приложить определенные волевые усилия, а потом придет и настроение. Но этих волевых усилий и боится малодушный ленивец. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят: «Терпение и труд все перетрут».

А какие пословицы об учении вы знаете?

Умный водит, неученый следом ходит. Красная птица опереньем, а человек уменьем. Корень учения горек, да плод его сладок. Повторение – мать учения.

Классный руководитель: Сейчас  мы выразительно  по четверостишию зачитаем стихотворение С.Маршака «Кот и лодыри».

Чтение  стихотворения со слайда:

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

Видят, видят лодыри: из ворот

Хмурый и ободранный кот идет.

Спрашивают лодыри у него:

- Ты чего нахмурился? Отчего?

Замяукал жалобно серый кот:

- Мне коту усатому скоро год.

И красив я, лодыри, и умен.

Школа не построена для котят.

Научить нас грамоте не хотят.

А теперь без грамоты пропадешь.

Далеко без грамоты не уйдешь.

Не попить без грамоты, не поесть,

На воротах номера не прочесть!

Отвечают лодыри:

- Милый кот, нам пойдет

Двенадцатый скоро год.

Учат нас и грамоте и письму,

А не могут выучить ничему.

Нам учиться, лодырям, что-то лень.

На коньках катаемся целый день.

Мы не пишем грифелем на доске,

А коньками пилим на катке!

- Отвечает лодырям серый кот:

- Мне коту усатому скоро год.

Много знал я лодырей вроде вас,

А с такими встретился в первый раз!

- Что вы можете сказать про этих ребят?

 

Классный руководитель: Как нужно выполнять домашнее задание?

Смогут ли хорошо справиться с заданием несобранные, неусидчивые дети?

Ребята часто откладывают выполнение домашнего задания на более позднее время, а выполняя задание, постоянно отвлекаются. Все это мешает им хорошо учиться. Об этом рассказал писатель Б. Заходер в стихотворении «Вредный кот».

(Во время чтения этого стихотворения один мальчик исполняет роль кота.)

1-й ученик: Петь, здорово!

2-й ученик: Здравствуй, Вова!

1-й ученик: Как уроки?

2-й ученик: Не готовы…

Понимаешь, вредный кот

Заниматься не дает!

Только, было, сел за стол,

Слышу: «Мяу».

- Ты зачем пришел?

Уходи!- кричу коту.-

Мне и так…невмоготу!

Видишь, занят я наукой,

Так что брось и не мяукай!

Он тогда залез на стул,

Притворился, что уснул.

Ну и ловко сделал вид-

Ведь совсем как будто спит!

Но меня же не обманешь. «

А, ты спишь?

Сейчас ты встанешь!

Ты умен, и я умен!»

Раз его за хвост.

Кто кому мешал: кот мальчику или мальчик коту? Как можно назвать такое обращение с животными?

 

Сценки ( текст слов по  ролям раздаются детям по группам. Через 5 минут после подготовки предложить инсценировать сюжет)

1 сюжет.

Мама: Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?

Ребёнок: Наручные часы нашего классного руководителя?

Мама: Кем ты будешь , когда вырастешь?

Ребёнок: Знаменитым человеком.

Мама: Почему ты так думаешь?

Ребёнок: Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.

 

2 сюжет.

Мама: Когда собираешься делать уроки?

Ребёнок: После кино.

Мама: После кино поздно!

Ребёнок; Учиться никогда не поздно!

 

3 сюжет.

Мама: Почему ты дома не открываешь учебник?

Ребёнок: ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!

4 сюжет. Мама: Эх, сынок, что же ты на контрольной по геометрии 120 градусов отмерить не смог?

Ребёнок: А я градусник дома забыл.

Мама задумчиво изучает запись в дневнике и цитирует её: «Спал на уроке истории».

Ребёнок: Это я обучался во сне.

 Классный руководитель:  Ребята, кто  ни будь из вас узнал в данных ролях себя?… Почему мы создаем такие ситуации? ( высказывания детей). Можно ли оградить себя от смешных историй.

Классный руководитель: И, что бы мы меньше оказывались  в сложных ситуациях, мы   поиграем в игру «Незаконченые предложения»

 

Сейчас я буду зачитывать начало предложения, а вы как можно быстрее придумай к нему продолжение.

  1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...
  2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...
  3. Больше всего я люблю, когда учитель...
  4. Больше всего я не люблю, когда учитель...
  5. Больше всего мне школа нравится за то, что...
  6. Я не люблю школу зато, что...
  7. Мне радостно, когда в школе...
  8. Я боюсь, когда в школе...
  9. Я хотел бы, чтобы в школе...
  10. Я не хотел бы, чтобы в школе...
  11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...
  12. Если я невнимателен на уроке, я...
  13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...
  14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...
  15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...
  16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я...
  17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...
  18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...
  19. Мне всегда интересно, когда на уроках...
  20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...
  21. Если нам не задают домашнего задания, я...
  22. Если я не знаю, как решить задачу, я...
  23. Если я не знаю, как написать слово, я...
  24. Я лучше понимаю, когда на уроке...
  25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...

 

Классный руководитель:

Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.

На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):

 

 

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

 

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Проверьте, правильно ли вы все расставили.

(Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)

Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

Источник, откуда взято описание методики:

Елисеев О.П. Диагностика и коррекция учения у дошкольников и младших школьников – М., 1991.)

Классный руководитель:

И в заключение я хочу обратиться к вам словами американского поэта Уолта Уитмена: «Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзания такого, ни терпения, какие есть у тебя». Я желаю вам удачи, успехов в учебе, радости познания.

 

 

Приложение

 

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

 

 

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

 

 

  1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...
  2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...
  3. Больше всего я люблю, когда учитель...
  4. Больше всего я не люблю, когда учитель...
  5. Больше всего мне школа нравится за то, что...
  6. Я не люблю школу зато, что...
  7. Мне радостно, когда в школе...
  8. Я боюсь, когда в школе...
  9. Я хотел бы, чтобы в школе...
  10. Я не хотел бы, чтобы в школе...
  11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...
  12. Если я невнимателен на уроке, я...
  13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...
  14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...
  15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...
  16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я...
  17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...
  18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...
  19. Мне всегда интересно, когда на уроках...
  20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...
  21. Если нам не задают домашнего задания, я...
  22. Если я не знаю, как решить задачу, я...
  23. Если я не знаю, как написать слово, я...
  24. Я лучше понимаю, когда на уроке...
  25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...

 

 

20 ноября – Всемирный день ребенка.

Информационно-познавательный час. 17.11.2022, 6 класс.

Цель: Познакомить учащихся  с традициями праздника.

Задачи:

1.Обобщить знания  детей об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей.

2.Воспитывать уважение к правам других людей.

3.Способствовать формированию  активной жизненной позиции.

Инвентарь: ноутбук, цветные мелки, журналы, ножницы, клей, плакат  с планетой (заготовка для творческой части занятия)

Приветствие учителя:

 

День осенний в ноябре - 

Праздник на календаре!  

День подарков и цветов,  

Ты встречать его готов?  

Протяни с улыбкой руку  

Немцу, русскому, якуту,  

Англичанину, эстонцу - 

Пусть сияет ярче солнце!  

Чтобы мирно жить смогли  

Люди в радости, любви,  

Взрослые на всей планете  

Нынче дарят праздник детям!  

                      Наталья Майдани

Ход мероприятия

Информация учителя:

Всемирный день ребенка был провозглашен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1954 году. Он отмечается 20 ноября как день мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.20 ноября — важная веха в становлении прав ребенка. В этот день в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка.

С 1990 года во Всемирный день ребенка отмечается годовщина принятия этих основополагающих документов в области защиты прав ребенка.

В праздновании Дня принимают участие родители, преподаватели, врачи, политические и религиозные лидеры, активисты гражданского общества, главы компаний и предприятий, сотрудники средств массовой информации, а также молодежь и сами дети.

Всемирный день ребенка является прекрасной возможностью для защиты прав детей и развития среды, дружественной по отношению к детям во всем мире, путем диалога и активных действий.

Тема 2022 года:  Инклюзия для каждого ребенка.

Вопрос детям «Что такое инклюзия?» (ответы детей)

Информация учителя: Все чаще мы слышим слова «ИНКЛЮЗИЯ» или «ИНКЛЮЗИВНОСТЬ», читаем про открытое и дружелюбное общество для всех. Инклюзивными могут быть образование, виды спорта, пространства, соревнования, мастер-классы. Начнем с классического определения: Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями. Что это значит? Допустим, вы хотите пойти в театр, для этого просто выбираете понравившуюся постановку и покупаете билет. Вы можете включиться в этот процесс просто и  легко, не задумываясь, как к вашему появлению отнесутся другие зрители спектакля; дорогу до театра планируете количеством пересадок на общественном транспорте или просмотром самого короткого пути на экране навигатора. А теперь представьте, как приходится планировать поход в театр людям с инвалидностью: проблемы могут возникнуть уже на этапе выхода из квартиры. Получится ли найти подходящий транспорт, насколько просто будет войти в здание театра, как другие зрители воспримут появление? Инклюзивность — это когда любой человек может без проблем сходить в театр.

Кстати  Существуют медицинский и социальный подходы к определению инвалидности. Первый определяет, что люди с инвалидностью нуждаются в специальной защите. Социальный подход учитывает отношение общества. Согласно Конвенции о правах инвалидов, человек признается инвалидом не только по причине физических ограничений или ментальных нарушений, но и из-за барьеров, которые создает для него общество. (Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. У таких детей отмечаются нарушения интеллектуального развития, возникающие на ранних этапах развития). Социальный подход и инклюзивная среда предполагают, что изначально люди с особенностями развития не являются «носителем проблемы», и никакой специальный подход не требуется. Наоборот, барьеры и ограничения возникают из-за несовершенства общественной системы, ведь она не соответствует разнообразным потребностям людей.

Памятные даты,  посвященные детям:

4 июня: Международный день невинных детей — жертв агрессии. 

12 июня: Всемирный день борьбы с детским трудом.

12 августа: Международный день молодежи.

11 октября: Международный день девочек. 

 

Зачем нужны международные дни?

Международные дни являются поводом для просвещения широкой общественности по вопросам, вызывающим озабоченность, для мобилизации политической воли и ресурсов для решения глобальных проблем, а также для прославления и укрепления достижений человечества. Существование международных дней предшествовало учреждению Организации, но ООН восприняла их как мощный инструмент повышения информированности о тех или иных вопросах.

Глобальные вопросы повестки дня: Дети

В первые годы после Второй мировой войны положение детей в Европе было ужасающим. Для решения этой острой проблемы Организацией Объединенных Наций  было создано новое учреждение – Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Сегодня ЮНИСЕФ действует в 190 странах и территориях, оказывая помощь самым уязвимым группам детей.

А теперь продолжим  информационный час путешествием по детскому правовому сайту. (Работа с компьютером)

Материал из Детского  правового сайта.

О ПРАВАХ  РЕБЕНКА

 ПРАВОВЫЕ ЛАБИРИНТЫ

    Личность человека формируется с детства. Между тем во многих странах вопросам правовой защиты детей не уделяется должного внимания. По данным Организации Объединенных Наций (ООН) в настоящее время около 100 млн. детей существуют за счет воровства, проституции и нищенства, более 50 млн. ежегодно умирают от болезней, около 1 млн. ежегодно остаются без семьи, 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет не ходят в школу.      Глубокая озабоченность мирового сообщества состоянием дел с развитием, воспитанием и образованием детей нашла отражение в правовых документах, принятых ООН: Декларации прав ребенка 1959 года и Конвенции о правах ребенка 1989 года, которая придала идеям Декларации прав ребенка более четкую форму, а главное – силу норм международного права. В соответствии с этой Конвенцией в Республике Беларусь в 1993 году был принят Закон «О правах ребенка».       Содержание названных документов в полной мере относится и к каждому из вас, поскольку как бы вы ни хотели быть старше и как бы ни стремились быстрее стать полноправными гражданами своей страны, вы все еще находитесь в мире, называемом детством,  т. к. по критериям ООН детство охватывает период жизни человека с его рождения до 18 лет. Поэтому вы должны знать, что Конвенция о правах ребенка и другие общепризнанные международные документы гарантируют всем детям планеты право воспитываться и развиваться физически и духовно в здоровых и нормальных условиях свободы и достоинства. Вы должны знать, что ребенок с момента появления на свет, в какой бы стране он ни родился, имеет право на имя и гражданство; имеет право на особую заботу о себе и защиту, на хорошее питание, жилище, медицинское обслуживание.      Конвенция гласит: «Ребенок должен быть среди первых, ожидающих помощи  и защиты, он имеет право на любовь и понимание со стороны родных и близких, учителей и воспитателей, со стороны правительства и государства, если он не может уже получить ее от родственников. Если ребенок отстает в развитии в том или другом отношении (физическом или психическом), общество и государство должно обеспечить ему право на особую заботу».      Каждый из вас, как и все дети, имеет право бесплатно посещать школу; свободно распределять свое время между игрой, развлечениями и учебой, самообразованием, стремясь быть ответственным перед обществом и полезным ему.      Вы должны знать, что общество и государство обязаны защищать вас от актов жестокости и эксплуатации, не допускать, чтобы возложенная на вас работа затрудняла ваше развитие, как физическое, так и духовное.      Однако вы должны осознавать и то, что вместе с правами на вас возлагаются и обязанности перед обществом, государством и вашими близкими.     Каждый из вас должен учиться жить в мире и взаимопонимании с окружающими, терпеливо относиться к слабостям других людей. С этого начнутся ваше собственное понимание счастья и определение путей его достижения. Стремление к счастью присуще всем людям, и современное общество признало его как право каждого человека.

 

Учитель: Мы научились виртуально путешествовать по правовому сайту. Как вы уже увидели тут можно узнать много интересной и полезной информации. А также поиграть, решать  ребусы, принять участие в викторинах на правовые темы.

Сюда мы заглянем еще, также самостоятельно сможете продолжить знакомство с сайтом, а теперь немного творческой работы. На доске скучает одинокая планета. Чтоб ей стало радостней  нам нужно заселить туда кого? (ответы детей)

Правильно детей. Из предложенных материалов вырезаем лица детей, сразу раскладывая их на 2 части: веселые и серьезные (даже грустные, плачущие),  потом «селим» их на 2 части планеты: на голубую – веселых и на темную – остальных. Далее вам будет задание. Напишите на доске с соответствующей стороны те права, возможности , которые имеют счастливые дети и то чего не имеют несчастные ребятишки, живущие в странах, где идет война, где голод и холод, разруха и другие несчастья.

(обсуждение выполненного задания)

Учитель: Мы с вами поняли из задания что не все дети имеют возможность пользоваться своими правами, не имеют защиту и удовлетворения элементарных жизненных потребностей в тепле, пище, жилье, родительской любви и др.

А теперь немного с вами поиграем. Но игра наша тоже будет правовой.

Игра  «Право на имя»

Дети называют свое имя и быстро подбирают прилагательное на первую букву имени, характеризующее хозяина имени.

Задание  к игре. Чем вы можете доказать, что это ваше имя.

Заключительное слово учителя; из нашего сегодняшнего мероприятия мы с вами сделаем следующие  выводы:  в теперешнее сложное время,  с нестабильной мировой обстановкой, ваша основная задача и обязанность сейчас – учиться, быть ответственными и прилежными учениками, исполнительными в учебе и работе (посильном труде на благо своего класса, своей школы, своей семьи, своей малой родины)   И тогда из вас вырастут настоящие граждане своей страны, патриоты своей Родины, достойные белорусы.

Рефлексия:

Дети отвечают на вопросы:

Что нового вы узнали на нашем мероприятии?

Что вам больше всего понравилось (не понравилось)?

Какие вопросы, рассматриваемые на мероприятии, вы хотели бы более полно обсудить на последующих классных часах.

 

 

 

 

 

Гусударственное учреждение образования «Сутинская базовая школа»

 

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.  

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право иметь имущество.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на свободу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинст

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.  

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право иметь имущество.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на свободу и воспитание родителями.

Право на всестороннее р

 

 

 

 

 

Информационно-познавательный час

«20 ноября – Всемирный день ребенка»

(сценарий для классного часа  )

6 класс

 

 

 

 

                                                         Подготовил: классный

 руководитель

                                                                                 Булгак Н.В.

 

 

 

 

Классный час «Наши права и наши обязанности»

Цели и задачи: на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка; формирование коммуникативной компетентности; культуры участия в интеллектуальной игре.

Формы и методы урока: беседа, игра, обобщение, рефлексия.

Возраст: 8 класс

Ход урока

  1. Приветствие.

Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

  1. Объявление темы и постановка цели занятия:

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать о правах, обязанностях и ответственности, попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны
  • На что они имеют право и на что не имеют?
  1. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение) 

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право иметь имущество
  • Право свободно выражать свои взгляды
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства.(Демонстрация книги.)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

  1. Обязанности ребёнка.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы)

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

  • Уважать права, честь и достоинство всех участников;
  • Прилежно учиться;
  • Иметь аккуратный вид;
  • Соблюдать правила техники безопасности;
  • Беречь школьное здание, оборудование;
  • Придерживаться общепринятых правил поведения;
  • Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
  1. Игра.

Класс делится на две команды.

1 задание: Разминка. Разгадать анаграммы: 

Н О К Е В Н И Ц Я, Г О У С А Р Д Т С О В,

И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.

2 задание: «Счастливый случай» 

Вопросы игры разделены на 5 категорий.

1 категория: Права и обязанности.

2 категория: Правовой словарь.

3 категория: Цифры и факты.

4 категория: Пословицы.

5 категория: Сказки.

В каждой категории 5 вопросов. Цена вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов.

Команды имеют право выбрать в 5 категориях любой из 5 вопросов.

За правильный ответ выдаётся карточка, соответствующая цене вопроса.

В конце игры команды подсчитывают набранные баллы.

Победителем становится участник, набравший большее количество баллов.

Вопросы:

1 категория. 

  1. Действия в соответствии с законом. (Обязанность)
  2. Законные возможности. (Права)
  3. Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями. (Семья)
  4. То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания)
  5. То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись. (Потребности)

2 категория. 

  1. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин)
  2. Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. (Ребёнок)
  3. Открытое столкновение. (Конфликт)
  4. Норма, поддерживаемая государством. (Закон)
  5. Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (Наказание)

3 категория. 

  1. Какое образование ты должен получить бесплатно по Конвенции? (Начальное)
  2. Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РБ? (общее среднее)
  3. Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?

(До 14 лет)

  1. С какого возраста, ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?

(С 14 лет)

  1. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?

(С 16 лет)

Релаксация. 

“Вверх по радуге”. Это упражнение научит тебя справляться с обидой, злостью, просто с плохим настроением. Встань. Закрой глаза, сделай глубокий вдох и представь, что вместе с этим вдохом ты взбираешься вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаешь вниз, как с горки. Проделай это несколько раз. Твоё настроение и чувства улучшатся.

Вопросы:

4 категория. 

  1. Закончи пословицу: Украсть – в беду … (попасть).
  2. Закончи пословицу: Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).
  3. Закончи пословицу: Легко воровать, да тяжело … (отвечать).
  4. Закончи пословицу: Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).
  5. Закончи пословицу: Возможность украсть создаёт …(вора).

5 категория. 

  1. Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
  2. Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).
  3. Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).
  4. Кто кого в сказке “Золотой ключик” лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино).
  5. Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии? (Мышь –

Дюймовочку).

Итог игры “Счастливый случай.

Учащиеся подсчитывают баллы. Выявляется победитель.

Домашнее задание. Выступление агитбригады «Имею право на права».

ТОВАРИЩИ ДЕТИ!

Будьте бдительны!

ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ,

ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ РАСТИТЕ!!!

В Конвенции каждый найдёт

На вопрос ответ: Помни!

Ребёнком считают того,

Кто не достиг восемнадцати лет.

Сколько бы ни было

В мире детишек.

Черных и белых, девчонок, мальчишек

Все их права и ценны и равны.

Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны – это ТЫ!

Должен любой президент понимать:

Лишь там превращаются в правду мечты,

Где детям готовы всё лучшее дать.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

ПОМНИ!

Куда бы ты ни пришёл,

Любой государственный дядя

Дела иные отложит в стол

Твоих интересов ради !

Я расту на радость маме,

Но приходится признать,

Чтоб Я вырос лучшим самым,

Как мне много нужно знать!

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Все: Он на свете не один!

  1. Итоги классного часа.

 Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Рефлексия: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).

Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности. А я хочу вам всем пожелать побольше друзей!

Я не завидую чужому счастью

И, как умею, берегу своё.

И если у друзей в душе - ненастье,

То это горе, также, и моё!

Друзьям не расставляю я капканы,

Не закрываю сердце на засов

И не ищу в поступках их изъяны.

Друзей люблю без всяких громких слов.

Но кто-то мастер - делать людям больно.

И ненавистью душу бередя,

Изводит всех, пусть, даже, и невольно...

А злобой душит, собственно, себя!

Таких людей я искренне жалею:

В их душах не искрится яркий свет.

Там вечный мрак запущенной аллеи,

И светлых уголков там просто нет!

Что может быть страшнее лицемерья?

Всего важней: НЕ ОБНИЩАТЬ ДУШОЙ!

И я гоню и зависть, и безверье.

Для этого не нужно быть святой!

Но в истину одну я верю твердо:

Отдашь добро, ОНО ВЕРНЁТСЯ ВНОВЬ!

 

 

 

                                          Подготовила: учитель немецкого языка,

                                                      классный руководитель 8 класса 

                                                      Новик Е.И.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный час. Беседа «Курить - здоровью вредить»

 

Цель: Ранняя профилактика курения. Знакомство с воздействием табака на организм, выработка осознанного негативного отношения к курению

 

Задачи:

  • Формировать у подростков негативное отношение к курению;
  • Предупредить подростков о вредном влиянии никотина на организм человека;
  • Умение сказать нет: противостоять давлению сверстников и среды в приобщении к курению.

Возраст: 8 класс

 

Подготовительная работа к занятию:

  1. Учащимся предлагается ответить на вопросы анонимной анкеты.
  2. Разработать свод правил для ребят,  которые курят.
  3. Подготовить листы ватмана с результатами анкетирования и фактами о вреде здоровья.

 

 

Ход занятия

 

1.Организационный момент.

Здравствуйте,  ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить,  вы догадаетесь сами чуть позже, а сейчас давайте начнем наше занятие.

 

 

Игра на знакомство

Цель: создание благоприятной, непринужденной обстановки.

Ребятам предлагается назвать свое имя, а затем на первую букву своего имени сказать качество, которое нравится в людях.

         Учащимся предлагается узнать о теме нашего занятия, предварительно разгадав шифровку:

Коррекционное упражнение, на развитее анализа и синтеза.

Курить - здоровью вредить

 

 

 

 

  1. Введение в тему:

 

Сообщение учителя:

Курение быстро становится привычкой, от которой трудно избавиться. Дети, подростки иногда начинают курить, потому что хотят казаться взрослыми. Но взрослые курильщики часто хотят бросить курить. К сожалению, избавиться от этой привычки удается далеко не всем.

         В табачном дыме содержится до 4000 химических веществ, часть из которых являются канцерогенными, т.е. способствующими возникновению злокачественных опухолей. Одной из вреднейших составляющих табачного дыма является никотин, в табачном дыму содержится также синильная кислота, мышьяк, аммиак, радиоактивный полоний и т.д.

         Смертность курящих на 30-80% выше смертности некурящих. Курение является одной из причин рака легких. Курение вызывает склероз сосудов, повышает риск инфаркта миокарда, инсульта. Курение ведет к разрушению зубной эмали. Зубы курящего желтеют, разрушаются. Часто желтеют пальцы. Изо рта курящего исходит неприятный запах.

Предлагаю выполнить задание:  собрать из разрезанных слов целую фразу

 «Поцеловать курящего – то же самое, что вылизать пепельницу».

Курильщик вредит не только себе, но и окружающим. Тому кто находится рядом с курящим человеком, приходится вдыхать табачный дым, от которого страдает их здоровье.

Проведем  небольшое анкетирование

 

АНКЕТА «Мое отношение к курению»

  1. Вы учитесь:

а) 1-4-й класс;

б) 5-8-й класс;

в) 9-11-й класс.

  1. Как вы относитесь к курению?

а)положительно;

б) отрицательно.

  1. Курит ли кто-нибудь у вас дома?

а) нет;

б) если да, то кто.

  1. Курят ли ваши друзья?

а) да;

б) нет.

  1. Пробовали ли вы сами курить?

а )да;

б) нет.

  1. Курите ли вы сейчас?

а) нет;

б) один раз в неделю;

в) каждый день.

Подведем итог:

 

Сколько курящих в классе?

- из них девочек

           - курят ли родители

            - легко ли бросить курить

- куришь ли сам

- отношение к курящим…

- отношение к курящим девочкам....

- мнение мальчиков о курящих девочках…

 

Игра  Ассоциации на слово «КУРИЛЬЩИК»

Цель: сформулировать негативное отношение к курению.

Дети встают в круг, по очереди перекидывают мяч и называют любую ассоциацию на слово «КУРИЛЬЩИК»

Ответы ребят:

( неприятный запах изо рта, желтые зубы, ухудшение внешности и.т.д.)

 

Теперь поговорим об истории курения.

В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети – держали в зубах дымящееся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснилось, что, дикари традиционно используют листья для частого вдыхания дыма. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев “тобакко” и несколько курильщиков”. Растение получило название от имени провинции Тобаго.

Быстрому распространению табака способствовало удивительное его свойство – привычная тяга к курению, с которой очень трудно совладать человеку. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году. Табак курили, применяли даже в качестве лекарства, что часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью.

В царствование царя Михаила Федоровича Романова уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

 Торговля табаком и курение были разрешены в России в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы.

Ребята, а вы как считаете? Курить это хорошо или плохо? (ответы ребят).

Курение или здоровье – выбирайте сами!

         По данным Всемирной организации здравоохранения от табака умирает каждый пятый. Каждый день в России из-за болезней, вызванных курением табака, умирает тысяча человек. В организме человека нет ни одной системы органов, которая бы не страдала от курения. Повреждаются легкие, сердце, органы пищеварения. Особый вред табак наносит молодому организму. Например, у юношей под воздействием никотина замедляется рост и развитие некоторых органов.

Сегодня Всемирная организация здравоохранения выступает с лозунгом “Курение или здоровье? Выбирайте сами!”

  1. Основная часть

Русский фармаколог И.М. Догель сказал: « Я намерен сегодня говорить о табаке, как о прихоти и несчастии человека».

Хорошо ли курить? Да или нет? Если – нет, то почему?

         Класс делится на две подгруппы, предлагаю определить плюсы и минусы курения.

(Обсуждение.)

Если курить вредно, то почему люди это делают? И почему большинство не могут бросить курить? Ведь знают: курить — здоровью вредить.

Причины записываются на доске или ватмане.

Почему подросток начинает курить?

 

Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки:

  • от нечего делать    □   модно
  • за компанию   □   любопытство
  • успокаивает  □   хочется быть взрослым
  • для снятия напряжения  □   помогает похудеть
  • поднимает настроение           □   просто так
  • баловство            □   затрудняюсь ответить

 

Плакат лучше всего подготовить заранее.

Каждый участник занятия фломастером ставит галочку  около  выбранной причины.  Учитель обобщает, называет причины, которые, по мнению класса, приобщают подростков к курению.

Какие проблемы возникают у подростка, который курит?

  • в настоящее время
  • во взрослой жизни

Примерные ответы: 

 

В настоящее время

Во взрослой жизни

 

Проблемы с родителями

Где достать деньги на покупку сигарет

Приходится порой курить тайком

Некоторые девочки осуждают курящих мальчиков. А если эта девочка вам нравится?

Плохо пахнет от одежды, волос

Не разрешают курить в школе, дома

Приходится говорить неправду родителям, куда

дел деньги

 

Проблемы со здоровьем

Приходится тратить деньги на                                                           покупку

сигарет, следовательно, семья чего-то лишается

Возникают ссоры из-за курения с женой, родственниками

Плохой пример для детей

Плохо пахнет от одежды, волос

Не разрешают курить дома

Раньше времени стареют, болеют, умирают

 

Давайте обсудим, есть ли что-нибудь полезное  в курении? Дети высказывают свои мнения, учитель,  записывает их на ватмане.

Плакат «Мифы о курении»:

  1. Курение способствует похудению. Многие полные люди курят и не худеют. Если не хочешь полнеть, то вместо курения лучше избрать другие методы сдерживания веса - ограничения в еде и повышение физической активности. 2. Курение помогает сосредоточиться и лучше работать. Курение сужает сосуды головного мозга, мозг хуже снабжается кислородом и питательными веществами. В результате умственная работоспособность снижается. 3. Курить модно. Сейчас курить не модно. В Соединенных Штатах Америки частота курения за последние 10 лет снизилась в 2 раза. 80% мужчин предпочитают некурящих женщин. Модно выглядеть спортивным, стройным и не курить. 4. Курение успокаивает нервы. Чувство раздражения и напряжения нередко связано у курящего с самой привычкой к курению. Поэтому сигарета, как "соска", его успокаивает. 5. Курение не так вредно, как говорят. Эксперты считают, что курение - одна из ведущих причин многих заболеваний и смертности среди взрослого населения, в первую очередь заболеваний сердца и легких.

- Мы с вами убедились, что бытующие мнения о курении не соответствуют истине, не подтверждаются научными и статистическими данными. Однако, эти «мифы» оказывают влияние на сознание несведущих людей и способствуют формированию вредных привычек.

          Вывод о том, что далеко не всякое суждение, высказываемое большинством, верно. Порой оно является неосознанным оправданием своих вредных привычек. каждый курильщик знает, что курение вредно, однако пытается обосновать свое пристрастие для себя и окружающих.   

Запомните, если вы чего-нибудь не хотите, то всегда можете сказать «нет» и объяснить, почему ты отказываешься.

Способы отказа от предложения закурить:

  1. Просто сказать «нет» без объяснения;
  2. Отказаться и объяснить причины: «Я занимаюсь спортом. Курение мешает достичь успехов.»; «Я не курю, чтобы от меня не пахло плохо»; «Лучше облизать пепельницу, чем поцеловать курящую девушку»; « не хочу умереть от рака легких» и т.д.;
  3. Отказаться и уйти;
  4. Убежать;
  5. Проигнорировать предложение;
  6. Постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения;
  7. Постараться избегать опасных ситуаций

 

Ролевая игра

В этом задании нужно будет разыграть сценку в ролях. Приглашаются добровольцы. Им предлагается выбрать роль, которая больше нравится.

 

Ситуация № 1

Дима и Сергей договорились идти вместе на дискотеку. Придя на дискотеку, они уви­дели своих одноклассников. Подошли к ним. Ребята закурили и предложили Диме и Сер­гею закурить. Сергей не курит. Как ему отказаться от предложенной сигареты?

Ситуация № 2

Татьяна, Наташа и Лена после школы решили зайти в кафе — мороженое. Сели за столик. Наташа достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Лена не курит. Татьяна курит редко, но сейчас взяла предложенную сигарету. Что делать Лене? Как отка­заться от сигареты?

Ситуация № 3

В некоторых семьях курят родители. Вы много знаете о негативном влиянии курения на здоровье. Вы беспокоитесь о самочувствии и здоровье своих самых близких и родных для вас людей. Что делать? Имеете ли вы право говорить об этом с родителями? Как ска­зать родителям, чтобы они не курили? Какие советы вы бы им могли дать? Чем бы вы им могли помочь?

 

  1. Завершение работы

 

        На этом занятие заканчивается. Помните, ребята, у вас всегда есть право выбирать то, что будет полезно для вас и отказываться от того, что может принести вред вашему здоровью. Откройте свой мир увлечений, которые принесут вам новые знания и необходимые для жизни  навыки.

Рефлексия: организация диалога по началу фразы: « Я не хочу курить, потому что….!!!  А ты?»

             

 

 

                                          Подготовила: учитель немецкого языка,

                                                      классный руководитель 8 класса 

                                                      Новик Е.И. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный час. Беседа «Курить - здоровью вредить»

 

Цель: Ранняя профилактика курения. Знакомство с воздействием табака на организм, выработка осознанного негативного отношения к курению

 

Задачи:

  • Формировать у подростков негативное отношение к курению;
  • Предупредить подростков о вредном влиянии никотина на организм человека;
  • Умение сказать нет: противостоять давлению сверстников и среды в приобщении к курению.

Возраст: 8 класс

 

Подготовительная работа к занятию:

  1. Учащимся предлагается ответить на вопросы анонимной анкеты.
  2. Разработать свод правил для ребят,  которые курят.
  3. Подготовить листы ватмана с результатами анкетирования и фактами о вреде здоровья.

 

 

Ход занятия

 

1.Организационный момент.

Здравствуйте,  ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить,  вы догадаетесь сами чуть позже, а сейчас давайте начнем наше занятие.

 

 

Игра на знакомство

Цель: создание благоприятной, непринужденной обстановки.

Ребятам предлагается назвать свое имя, а затем на первую букву своего имени сказать качество, которое нравится в людях.

         Учащимся предлагается узнать о теме нашего занятия, предварительно разгадав шифровку:

Коррекционное упражнение, на развитее анализа и синтеза.

Курить - здоровью вредить

 

 

 

 

  1. Введение в тему:

 

Сообщение учителя:

Курение быстро становится привычкой, от которой трудно избавиться. Дети, подростки иногда начинают курить, потому что хотят казаться взрослыми. Но взрослые курильщики часто хотят бросить курить. К сожалению, избавиться от этой привычки удается далеко не всем.

         В табачном дыме содержится до 4000 химических веществ, часть из которых являются канцерогенными, т.е. способствующими возникновению злокачественных опухолей. Одной из вреднейших составляющих табачного дыма является никотин, в табачном дыму содержится также синильная кислота, мышьяк, аммиак, радиоактивный полоний и т.д.

         Смертность курящих на 30-80% выше смертности некурящих. Курение является одной из причин рака легких. Курение вызывает склероз сосудов, повышает риск инфаркта миокарда, инсульта. Курение ведет к разрушению зубной эмали. Зубы курящего желтеют, разрушаются. Часто желтеют пальцы. Изо рта курящего исходит неприятный запах.

Предлагаю выполнить задание:  собрать из разрезанных слов целую фразу

 «Поцеловать курящего – то же самое, что вылизать пепельницу».

Курильщик вредит не только себе, но и окружающим. Тому кто находится рядом с курящим человеком, приходится вдыхать табачный дым, от которого страдает их здоровье.

Проведем  небольшое анкетирование

 

АНКЕТА «Мое отношение к курению»

  1. Вы учитесь:

а) 1-4-й класс;

б) 5-8-й класс;

в) 9-11-й класс.

  1. Как вы относитесь к курению?

а)положительно;

б) отрицательно.

  1. Курит ли кто-нибудь у вас дома?

а) нет;

б) если да, то кто.

  1. Курят ли ваши друзья?

а) да;

б) нет.

  1. Пробовали ли вы сами курить?

а )да;

б) нет.

  1. Курите ли вы сейчас?

а) нет;

б) один раз в неделю;

в) каждый день.

Подведем итог:

 

Сколько курящих в классе?

- из них девочек

           - курят ли родители

            - легко ли бросить курить

- куришь ли сам

- отношение к курящим…

- отношение к курящим девочкам....

- мнение мальчиков о курящих девочках…

 

Игра  Ассоциации на слово «КУРИЛЬЩИК»

Цель: сформулировать негативное отношение к курению.

Дети встают в круг, по очереди перекидывают мяч и называют любую ассоциацию на слово «КУРИЛЬЩИК»

Ответы ребят:

( неприятный запах изо рта, желтые зубы, ухудшение внешности и.т.д.)

 

Теперь поговорим об истории курения.

В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети – держали в зубах дымящееся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснилось, что, дикари традиционно используют листья для частого вдыхания дыма. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев “тобакко” и несколько курильщиков”. Растение получило название от имени провинции Тобаго.

Быстрому распространению табака способствовало удивительное его свойство – привычная тяга к курению, с которой очень трудно совладать человеку. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году. Табак курили, применяли даже в качестве лекарства, что часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью.

В царствование царя Михаила Федоровича Романова уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

 Торговля табаком и курение были разрешены в России в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы.

Ребята, а вы как считаете? Курить это хорошо или плохо? (ответы ребят).

Курение или здоровье – выбирайте сами!

         По данным Всемирной организации здравоохранения от табака умирает каждый пятый. Каждый день в России из-за болезней, вызванных курением табака, умирает тысяча человек. В организме человека нет ни одной системы органов, которая бы не страдала от курения. Повреждаются легкие, сердце, органы пищеварения. Особый вред табак наносит молодому организму. Например, у юношей под воздействием никотина замедляется рост и развитие некоторых органов.

Сегодня Всемирная организация здравоохранения выступает с лозунгом “Курение или здоровье? Выбирайте сами!”

  1. Основная часть

Русский фармаколог И.М. Догель сказал: « Я намерен сегодня говорить о табаке, как о прихоти и несчастии человека».

Хорошо ли курить? Да или нет? Если – нет, то почему?

         Класс делится на две подгруппы, предлагаю определить плюсы и минусы курения.

(Обсуждение.)

Если курить вредно, то почему люди это делают? И почему большинство не могут бросить курить? Ведь знают: курить — здоровью вредить.

Причины записываются на доске или ватмане.

Почему подросток начинает курить?

 

Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки:

  • от нечего делать    □   модно
  • за компанию   □   любопытство
  • успокаивает  □   хочется быть взрослым
  • для снятия напряжения  □   помогает похудеть
  • поднимает настроение           □   просто так
  • баловство            □   затрудняюсь ответить

 

Плакат лучше всего подготовить заранее.

Каждый участник занятия фломастером ставит галочку  около  выбранной причины.  Учитель обобщает, называет причины, которые, по мнению класса, приобщают подростков к курению.

Какие проблемы возникают у подростка, который курит?

  • в настоящее время
  • во взрослой жизни

Примерные ответы: 

 

В настоящее время

Во взрослой жизни

 

Проблемы с родителями

Где достать деньги на покупку сигарет

Приходится порой курить тайком

Некоторые девочки осуждают курящих мальчиков. А если эта девочка вам нравится?

Плохо пахнет от одежды, волос

Не разрешают курить в школе, дома

Приходится говорить неправду родителям, куда

дел деньги

 

Проблемы со здоровьем

Приходится тратить деньги на                                                           покупку

сигарет, следовательно, семья чего-то лишается

Возникают ссоры из-за курения с женой, родственниками

Плохой пример для детей

Плохо пахнет от одежды, волос

Не разрешают курить дома

Раньше времени стареют, болеют, умирают

 

Давайте обсудим, есть ли что-нибудь полезное  в курении? Дети высказывают свои мнения, учитель,  записывает их на ватмане.

Плакат «Мифы о курении»:

  1. Курение способствует похудению. Многие полные люди курят и не худеют. Если не хочешь полнеть, то вместо курения лучше избрать другие методы сдерживания веса - ограничения в еде и повышение физической активности. 2. Курение помогает сосредоточиться и лучше работать. Курение сужает сосуды головного мозга, мозг хуже снабжается кислородом и питательными веществами. В результате умственная работоспособность снижается. 3. Курить модно. Сейчас курить не модно. В Соединенных Штатах Америки частота курения за последние 10 лет снизилась в 2 раза. 80% мужчин предпочитают некурящих женщин. Модно выглядеть спортивным, стройным и не курить. 4. Курение успокаивает нервы. Чувство раздражения и напряжения нередко связано у курящего с самой привычкой к курению. Поэтому сигарета, как "соска", его успокаивает. 5. Курение не так вредно, как говорят. Эксперты считают, что курение - одна из ведущих причин многих заболеваний и смертности среди взрослого населения, в первую очередь заболеваний сердца и легких.

- Мы с вами убедились, что бытующие мнения о курении не соответствуют истине, не подтверждаются научными и статистическими данными. Однако, эти «мифы» оказывают влияние на сознание несведущих людей и способствуют формированию вредных привычек.

          Вывод о том, что далеко не всякое суждение, высказываемое большинством, верно. Порой оно является неосознанным оправданием своих вредных привычек. каждый курильщик знает, что курение вредно, однако пытается обосновать свое пристрастие для себя и окружающих.   

Запомните, если вы чего-нибудь не хотите, то всегда можете сказать «нет» и объяснить, почему ты отказываешься.

Способы отказа от предложения закурить:

  1. Просто сказать «нет» без объяснения;
  2. Отказаться и объяснить причины: «Я занимаюсь спортом. Курение мешает достичь успехов.»; «Я не курю, чтобы от меня не пахло плохо»; «Лучше облизать пепельницу, чем поцеловать курящую девушку»; « не хочу умереть от рака легких» и т.д.;
  3. Отказаться и уйти;
  4. Убежать;
  5. Проигнорировать предложение;
  6. Постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения;
  7. Постараться избегать опасных ситуаций

 

Ролевая игра

В этом задании нужно будет разыграть сценку в ролях. Приглашаются добровольцы. Им предлагается выбрать роль, которая больше нравится.

 

Ситуация № 1

Дима и Сергей договорились идти вместе на дискотеку. Придя на дискотеку, они уви­дели своих одноклассников. Подошли к ним. Ребята закурили и предложили Диме и Сер­гею закурить. Сергей не курит. Как ему отказаться от предложенной сигареты?

Ситуация № 2

Татьяна, Наташа и Лена после школы решили зайти в кафе — мороженое. Сели за столик. Наташа достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Лена не курит. Татьяна курит редко, но сейчас взяла предложенную сигарету. Что делать Лене? Как отка­заться от сигареты?

Ситуация № 3

В некоторых семьях курят родители. Вы много знаете о негативном влиянии курения на здоровье. Вы беспокоитесь о самочувствии и здоровье своих самых близких и родных для вас людей. Что делать? Имеете ли вы право говорить об этом с родителями? Как ска­зать родителям, чтобы они не курили? Какие советы вы бы им могли дать? Чем бы вы им могли помочь?

 

  1. Завершение работы

 

        На этом занятие заканчивается. Помните, ребята, у вас всегда есть право выбирать то, что будет полезно для вас и отказываться от того, что может принести вред вашему здоровью. Откройте свой мир увлечений, которые принесут вам новые знания и необходимые для жизни  навыки.

Рефлексия: организация диалога по началу фразы: « Я не хочу курить, потому что….!!!  А ты?»

             

 

 

                                          Подготовила: учитель немецкого языка,

                                                      классный руководитель 8 класса 

                                                      Новик Е.И. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развернуть

Методическая тема

в 2022/2023 учебном году:

«Совершенствование профессиональной компетентности учителей по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся»

свернуть