Учитель года 2022

Обобщение педагогического опыта

развернуть

Государственное учреждение образования

 «Сутинская базовая школа»

 

Обобщение педагогического опыта

по теме:

«Повышение качества урока через использование игровых технологий на уроках в начальных  классах»

 

Подготовила:

учитель начальных классов

Сосновская Мария Иосифовна

 

 «Без игры нет и не может быть

Полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек

Пытливости и любознательности»

В. А.Сухомлинский

 

1.Условия возникновения и становления опыта.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Обучая детей младшего школьного возраста, я столкнулась с таким фактом: в последние годы среди учеников появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего урока. Я задумалась над тем, чем увлечь детей, как заинтересовать учебным процессом. И такой путь я нашла через игру. Именно обучение в игре и через игру позволило каждому ученику поверить в свои силы. А мне дало возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности. Я заметила, что изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Из всего выше сказанного я решила применять в своей педагогической деятельности игровые технологии на уроках, представляя детям материал в доступной игровой форме. Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять задание.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. 

 Я определила, что главная особенность дидактической развивающей игры выражается в принципе от простого к сложному и сочетается с принципом творческой деятельности, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.

  1. Актуальность опыта.

В школу пришли государственные образовательные стандарты. В них четко обозначены требования к результатам образования не только предметным, но и метапредметным, и личностным. Перед  образованием стоит задача:  достичь  обозначенных результатов. Для этого необходимо разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Чтобы решить стратегические задачи, поставленные  перед обществом и страной современной жизнью, необходимо с детства формировать  инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость синтеза новых и традиционных путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в рамках уроков.

К педагогическим технологиям, отвечающим задачам современного образования, можно отнести следующие:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- коммуникативное обучение;

- проектная технология;

- игровые технологии;

- информационно-коммуникативные технологии; 

групповые технологии;  

компетентностный подход;

- деятельностный подход;

Каждая из технологий ценна на современном этапе образования.  Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов начальной школы. 

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации.  Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Тема, над которой я работаю   «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»отвечает требованиям современного образования. Игровые технологии хорошо работают  во всех классах, но особенно необходимы в 1-2 классах.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, является одним из доступных  путей к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Это универсальные учебные действия, выдвигаемые стандартами. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках начальной школы.

Задачи:

- Проанализировать игровые технологии.

- Изучить практику использования  игровых технологий на современном этапе.

- Обобщить опыт использования игровых технологий.

Объект исследования: познавательная деятельность учащихся на уроках в начальной школе. 

Предмет исследования: игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроке.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Начало любой игры – это эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.

В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра - своеобразный "доктор", который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:

- проводить уроки в нетрадиционной форме;

- раскрывать креативные способности учащихся;

- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- обеспечивать свободный обмен мнениями;

- учитывать возрастные психологические особенности школьников;

- организовывать процесс обучения в форме состязания;

- облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

- ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

- практически закреплять полученные знания;

- формировать мотивационную сферу учащихся;

- расширять кругозор детей;

- формировать навык совместной деятельности.

Игровая деятельность имеет такие  функции: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, самореализации,  коррекции, социализации.

Большинству игр присущи 4 главные черты: свободная деятельность,  творческий подход, эмоциональная приподнятость, наличие правил.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действия, условно воспроизводимая в игре.

Широкое применение игра находит в современной школе, делающей ставку на активацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы (КТД и др.)

Все игры можно классифицировать по-разному, но для учебной деятельности наиболее оптимальными являются такие, в рамках которых имитируется та или иная жизненная ситуация на основе тематического материала.

  1. Новизна опыта.

Новизна исследования заключается в том, что определены педагогические условия, способствующие эффективному развитию компонентов учебной деятельности учащихся младших классов; разработана технология реализации выявленных условий; разработаны и апробированы задания, способствующие развитию умения учиться на уроке. Игровая форма занятия создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуация, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Игровые педагогические технологии

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра должна обладать существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.

Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

Существующие педагогические игры можно классифицировать:

- по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

- по характеру педагогического процесса: обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные,  обучающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные;

- по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

- по предметной области: математические, исторические, экологические, физические, музыкальные, театрализованные, литературные и другие.

Начало обучения ребенка в школе – это сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В это время у них происходит смена ведущего вида деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу. Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Этому способствуют игровые методы развивающего обучения, которые обязательно должны быть введены в процесс обучения.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций.

Анализируя опыт своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что умело построенное обучение воспитывает у школьников любовь к умственному труду, стимулирует поиск новых знаний. Большое значение в стимуляции познавательной деятельности младших школьников имеет положительная оценка, одобрение учителем и одноклассниками. Доминирование эмоциональной сферы над рациональной, высокий познавательный интерес и активность, творческий импульс – это особенности детей младшего школьного возраста. Поэтому, моя задача – учесть эти особенности с пользой для ребенка и высоким обучающим эффектом на уроках.

Формами реализации игрового действия могут выступать:

  1. Разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками – подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание;
  2. “Зачин”, который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);
  3. Осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова;
  4. Загадывание и отгадывание загадок;
  5. Выполнение определенной роли;
  6. Соревнование (индивидуальное или коллективное);
  7. Особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий.

Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий и, как правило, одним из них является соревнование.

В методику проведения игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала; объявление хода игры (игровых заданий); показ учителем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя.

Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос. С этой же целью применяется палочка-выручалочка. Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной, можно предложить детям имитировать полет и бег птицы, выполнять определенное количество прыжков, хлопков и другое).

Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры. Ориентирующая и стимулирующая функция такой оценки используется для правильности выполнения учеником задания, поощрения его усилий и достижений и содействует перспективности в достижении игровой цели.

Особенно важна ее роль при определении победителя в игре. По ходу игры дети получают награды за каждый правильный ответ. В конце игры подсчитывается число наград, полученных каждым участником. Считается победителем тот, кто получил большее количество наград за правильные ответы, и ему можно присвоить звание “Победитель”. Лучше, если выигрывает не один ребенок, а вся команда, каждый участник которой старается достигнуть лучших результатов для всей группы товарищей.

Заканчивая игру, учитель должен напомнить детям название игры, отдельные игровые правила. При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.

В своей педагогической деятельности я часто использую 2 вида уроков с игровыми технологиями:

– урок с дидактической игрой;

– урок – ролевая игра.

Урок с дидактической игрой

Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Обучающийся воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий обучающихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

  1. Игра – форма деятельности обучающихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
  2. Игра построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
  3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1.Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

  1. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности обучающихся и их психологических особенностей.
  2. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

  1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности обучающихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
  2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность обучающихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
  3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Урок – ролевая игра.

В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

– имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

– ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

– условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции и др.

Этапы разработки и проведения ролевых игр:

– подготовительный;

– игровой;

– заключительный;

– анализ результатов.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

Технология и методика проведения дидактических игр.

Выбор игры в первую очередь зависит от того, какие образовательные, развивающие и воспитательные цели ставит перед собой учитель. Важен состав учащихся, их интеллектуальное развитие, интересы, уровень общения.

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:

  1. Мотивы общения:

а) Обучающиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

б) В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

в) Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

  1. Моральные мотивы:

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

  1. Познавательные мотивы:

а) Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

б) В игре команды или отдельные обучающиеся изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

в) Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Обучающиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

г) Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

д) Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

е) В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.

ж) В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

Игровые формы обучения надо вводить постепенно – начиная с простых, постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения.

После освоения простых правил игры можно переходить к сложным игровым формам для закрепления и обобщения материала по теме, разделу.

Учащиеся 1-4 классов очень любят уроки-путешествия, ролевые игры, ребята постарше – уроки деловой игры.

Игровые технологии удачно сочетаются с технологией критического мышления, блочной методикой, технологией проблемного обучения

Существует три типа дидактических игр, используемых в начальной школе:

Игры – задания (приобщение к делу);

Игры – разминки (ситуация успеха);

Игры – упражнения (художественно-исполнительский результат).

  1. Игры – задания.

В ходе игры выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом и учеников друг с другом. Каждый в свое время, каждый на своем месте, каждый после кого-то или перед кем-то. Эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом.

Примеры игр-заданий.

«Видимо – невидимо»

(Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме).

Технология.

  1. Ученики разбиваются на 2-3 команды.
  2. Учитель вывешивает или располагает на столе плакат, на котором разными цветами, крупными и мелкими буквами, «вдоль» и «поперек» написано 15-20 слов. По истечении времени (40 сек., 1мин.) плакат снимается (убирается со стола), а команды записывают все запомнившиеся слова
  3. Взаимообмен и сверка. Исправление ошибок. Устранение недоразумений, защита записи и т.д. (плакаты могут быть изготовлены детьми дома).

Примеры:

  • русский язык – непроизносимые согласные; безударные гласные; парные согласные;
  • литература – имена героев рассказа, имена и фамилии писателей, пословицы и поговорки;
  • окружающий мир – растения и животные природных зон; название рек, озер, населенных пунктов.

«Волшебная палочка»

(Форма проведения опроса по правилам или по восстановлению алгоритма действия).

Технология.

  1. Ученики сидят на своих местах или стоят по кругу. Это может быть группа учеников, выбранная по жребию или другим способом.
  2. Учитель начинает говорить фразу и передает палочку следующему ученику. Ученик продолжает и передает палочку дальше.
  3. Палочка передается до тех пор, пока не будет восстановлено правило или алгоритм.
  4. Палочка может передаваться и в вопросно-ответном варианте игры.

«Ключ»

(Один из видов шпаргалок)

Технология.

  1. На карточке дается набор ключевых слов (термины по одной теме, слова с определенной орфограммой, ключевые слова или обороты из текста и т.п.)
  2. Ученики соединяют, сопоставляют, добавляют и получают в результате продукт целостный и обоснованный. Доказывают правильность выбора.

Игры – разминки.

Эти игры всеобще доступны, азартны, порой смешны, несерьезны. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Помогают избавиться от формалистики, скуки и горьких минут усталости и отчаяния. Примеры игр-разминок:

«Руки-ноги». (Развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции. Преимущество: крупная смена поз).

Инструкция.

1) Один хлопок – команда рукам (их надо поднять или опустить). Два хлопка – команда ногам (нужно сесть или встать)

2) Сигналы подаются сначала в медленном темпе, а потом в быстром. Задание уясняется на ходу, идет моментальное включение.

«Японская машинка»

Инструкция

1) 2 хлопка в ладоши,

2 хлопка перекрест по плечам 2 хлопка перекрест по коленям 2 перешагивания, поворот в прыжке (увеличивая темп).

2) Произносится задание учителя, называется номер ученика (каждый заранее знает свой номер). Ученик выполняет задание и называет другой номер. Пример: одушевленные существительные № 11.

Игры – упражнения.

Подразумевают художественно-исполнительский результат. Обладают большой практической значимостью, позволяют добиваться высокого темпоритма и большой насыщенности урока. Участник игры получает возможность применять полученные ранее знания и выходить на результат, который является стимулом для индивидуального и общего развития и участника и наблюдателя. Такие игры можно легко модифицировать и приспосабливать к различным условиям. Требуют физической и умственной активности.

«Загадки» (придумывание загадок на определенную тему, по определенному типу, алгоритму).

«Творческие задачи» (по теме урока дается задача, выходящая за рамки учебного материала, решается группой.)

«Сценки с пропусками» (Сценка на листе. Учитель читает, а дети воспроизводят действия, которые пропущены или должны соответствовать теме урока – пропущены глаголы или существительные или числа и т.п. Одни дети называют их, а другие – записывают).

«Замри, запомни, повтори» (запоминается ряд слов, понятий, отличий, особенностей, воспроизводится через некоторое время с записью или без записи).

«Спецы» (Вариант усложненного коллективного сочинения).

1) Учитель рассказывает историю, только делает пропуски. В эти пропуски дети должны вставить слова на заданную тему (только глаголы, существительные, прилагательные, словарные слова и т.д.).

2) Главное – не ошибаться.

«Растеряхи»

1) Одна группа готовит текст или правило, или алгоритм с пропущенными элементами по теме или свободные пропуски.

Все виды тематических пауз: «Летает, не летает», «Хлопни, если услышишь», «Не подведи».

Игровыми могут быть не только ситуации на уроке, но и весь урок в целом. Занятие, проводимое в игровой форме, требует определенных правил.

  1. Предварительная подготовка. Обсуждение вопросов и форма проведения. Распределение ролей.
  2. Оформление кабинета. Подготовка атрибутов.
  3. Обязательная констатация результата игры.
  4. Определение компетентного жюри.

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:

«Ребусы»

1очка (одиночка) 1бор (разбор)

ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)

100Л (стол) 7Я (семья) и т.д.

«Умозаключения»

Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);

Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);

Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);

Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

«Пятый лишний»

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  2. Река, озеро, море, мост, болото.
  3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.

« Назови одним словом»

Метла, лопата… Июнь, июль …

Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.

Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло – различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша( роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген( планета, звезда, орбита, снег)

 

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

 

Детям очень нравятся такие задания, как:

Заменить словосочетания одним словом:

– промежуток времени в 60 минут,

– военнослужащий, стоящий на посту,

– ребенок, любящий сладкое,

– очень смешной фильм.

Распредели слова на две группы.

Найди родственные слова. Выдели корень.

Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть …………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов…………….. Потом ребята долго вспоминали как……..

Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири

Нравятся ребятам следующие дидактические игры:

— Игра «Рыбалка».

— Круговые примеры.

— «Кто быстрее?».

— «Найди ошибку».

— «Недописанный пример».

— «Закодированный ответ».

— «Математическое домино».

— «Игра в снежки (мячик)».

— «Собери картинку».

— «Эстафета».

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых принимают участие любимые герои сказок или мультфильмов. Задачи с любимыми героями:

1) Когда Карлсон украл у домомучительницы 9 плюшек, то у нее осталось еще 14 плюшек. Сколько плюшек было у домомучительницы?

2) Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на 4 изумруда меньше. Сколько всего изумрудов получит в подарок Белоснежка?

Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Это такие уроки, как: Урок — сказка. Урок — КВН. Урок — путешествие. Урок—кроссворд. Очень интересны игры-путешествия («Путешествие Колобка»). В играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а игры непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания.

Игры, направленные на постановку и закрепление звуков, формирование словаря.

«Какой звук».

Дидактическая задача: развивать умение различать гласные и согласные звуки, фиксировать звуки речи значками.

Оборудование: карточки со схематическими изображениями гласных и согласных звуков.

Содержание. Учитель называет вперемешку гласные и согласные звуки, а дети показывают соответствующие карточки. При повторении игры можно слушать с закрытыми глазами.

«Сколько звуков услышали?»

Дидактическая задача: развивать фонематический слух детей, формировать умение различать звук и прямой слог.

Содержание. Учитель произносит вперемешку гласные и согласные звуки и прямые слоги, например: а, л, р, па, д, су, за и т.д. Услышав один звук, дети ставят на локоток руку, услышав прямой слог, две руки сжимают в рукопожатии.

«Телеграф»

Дидактическая задача: формировать умение делить слова на слоги.

Оборудование: молоточек.

Содержание. Учитель называет слова, а дети сначала хлопают, а затем показывают на пальцах количество слогов. Кто ошибся, встаёт.

Вариант. Учитель называет первый слог слова и отстукивает молоточком общее количество слогов задуманного слова. Дети должны отгадать, какое слово задумано. Отгадавший задумывает своё слово и т.д.

«Цепочка слов»

(настольная игра)

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Игровой материал:

Карточки с предметными картинками: карандаш – шкаф – флажок – куст – топор – ракета – автобус – сук – ключ – чайник – кошка – ананас – сом – мак – крокодил – лук.(рис.1)

  1. Устные игры со словами.

Игра-задание «Продолжи предложение».

Цель: развивать логическое мышление, умение рассуждать.

Ребёнку даётся задание продолжить фразу, которую начал учитель. Начало фразы надо подобрать такое, чтобы в ней ребёнок ясно почувствовал, о чём надо сказать в дальнейшем.

Например:

– Если на улице выпал снег, то …

Ответы детей могут оказаться самими разнообразными: наступила зима, можно кататься на санках, надо тепло одеться.

Вот ещё несколько вариантов подобных фраз-заданий:

– Если на небе светит солнце, то …

– Если птицы улетают на юг, то …

– Если ты вместе с мамой пошёл в магазин, то…

Игра «Да» и «Нет» не говорите,

«чёрный» с «белым» не берите».

Цель: развивать внимание при ответах на вопросы, учить искать новые варианты ответов.

Это старинная русская игра, в которой игрок должен отвечать на вопросы водящего, действительно избегая произносить слова «да», «нет», «чёрное» и «белое».

Задача ведущего – так искусно составить вопросы, чтобы ребёнок вынужден был каждый раз искать новые варианты ответов. Отвечать на вопросы можно только словами, нельзя использовать жестикуляцию и мимику, например, отрицательные покачивания головой.

Вопросы могут быть самыми бесхитростными: «Любишь ли ты свою маму?», «Какого цвета молоко?», «Умеет ли твой кот умываться лапкой?».

«Поле чудес с предлогами».

Цель: вспомнить и закрепить предлоги, учить составлять предложения с предлогами.

Вырежьте из плотной бумаги диск для игры в «Поле чудес». По линейке разделите круг на несколько секторов. В каждом секторе напишите предлоги – «с», «на», «в», «под», «над», «из-за», «из-под» и др.

Прикрепите в центр круга стрелку, насаженную на заострённую спичку, запускайте ваш волчок, раскручивая стрелку. Задание такого «Поля чудес» указывают предлоги в его секторах: на какой предлог укажет стрелка, с тем предлогом игроку нужно составить предложение.

В процессе обучения математике важно развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы.

Так, например, задания на развитие внимания:

  1. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на два года старше Белова?
  2. Росли две вербы. На каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш?
  3. На яблоне было десять яблок, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок?

В качестве заданий можно использовать также известные головоломки «Магический квадрат».

Занимательные задачки

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).

У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (возможно ни одной).

Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей сложить 2 новых квадрата?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы).

Каждый учитель знает, какое большое значение имеет использование элементов занимательности, игры для пробуждения и поддержания у детей интереса к уроку. Совершенно иначе выполняется одно и то же задание, если сказать детям, что нужно помочь Незнайке найти и исправить ошибки. Являясь занимательным по форме, они усиливают интерес к самой задаче, побуждают решать проблему, вызывают желание помочь полюбившимся героям. Казалось бы, сказка и математика – понятия не совместимые. Свежий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Однако нередко именно такая форма позволяет удачно ввести ребят в мир математики. В то же время важна и обратная связь: в ряде случаев встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение, поразмышлять, глубоко заглянуть в него.

Поэтому в гости к нам часто приходит Незнайка, проказник Буратино, различные зверушки. Дети дружат с ними, выполняют задания и отвечают на вопросы, которые те им задают.

Сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания помогают игры «Точно по курсу», «Чей букет лучше?», «Полет в космос», «Собери урожай» с использование разнообразного счетного и наглядного материала.

«Точно по курсу» На доске записываются примеры без ответов. Внизу под ними расставляются бумажные корабли, на парусах которых записаны цифры, являющиеся ответами к данным примерам. Дети должны расставить кораблики так, чтобы пример соответствовал ответу, записанному на парусе корабля.

Именно в игре дети способны понять серьезные вещи.

Играя, они учатся считать, писать, читать, логически мыслить и даже учатся правилам хорошего тона, все это в конечно счете – труд.

Успех его обеспечивается желанием учиться – это есть психологическая готовность к учению.

Я считаю, если дети учатся без принуждения, значит, учебная деятельность организована правильно.

  1. Результативность опыта .

Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

 Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.

В ходе проделанной мною работы я пришла к выводу, что дидактической игре есть место на каждом этапе урока. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, что способствует формированию лингвистических знаний.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая

деятельность, в процессе которой учащиеся глубже, ярче и активнее изучают

предмет. Она в полной мере решает как образовательные задачи урока, так и

задачи активизации познавательной деятельности, и является основной

ступенью в развитии познавательных интересов и знаний учащихся, расширяя кругозор, развивая находчивость, смекалку, пробуждая интерес к различным

областям науки, техники, искусства, повышая у многих учащихся уверенность

в себе.

     Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной  подготовки учащихся, развивать их  творческие и познавательные способности,  которые подтверждаются результатами участия детей  в различных  конкурсах: «Кенгуру», «Журавлик», «Буслик».

 С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами выступаю:

1) на педагогическом совете школы:

2) на заседаниях РМО:

3) ШМО учителей предметников и классных руководителей

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Вooбражение и творчество в детском возрасте /

Психологический очерк: кн. Для учителя.-Москва:Знание,1980.- 96с.

  1. Неборская, Т.А.Учим читать вслух и мoлча: пособие для учителей

начальных классов / Т.Неборская.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»,

  1. Богачёва И.В. Фёдоров И.В. Как представить собственный педагогический

опыт на квалификационном экзамене / сост. И.В.Богачёва, И.В.Фёдоров.-

Минск: Пачатковая школа, 2013.- 93 с.

  1. Ермолаева, М.Г.Современный урок: анализ, тенденции, возможности:

Учебно-методическое пособие / М.Г.Ермолаева, СПб.:КАРО, 2008.- 160 с.

  1. Смирнов, Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии и

психология здoровья в школе / Н.К.Смирнов . – М.: АРКТИ , 2005. - 320с.

  1. Никитина, М.И. Чтение и развитие речи / М.И.Никитина,

О.А.Красильникова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. 248с.

  1. Ковальчук, Т.Н. Развитие творческих способностей на уроках:

Практическое пособие для учителей нач. кл. / Т.Н.Ковальчук.- Мозырь:

ООО «Белый ветер», 2008.- 98с.

  1. Дузгина, Е.Н. Набор заданий с элементами игровых технологий для уроков литературного чтения / Е.Н.Лузгина // Пачатковае навучанне: сям'я, дзіцячы сад, школа. – 2011.- №4.-С. 34-43.
  2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного

возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 2011. - 207 с.

  1. Леушина A.M. Дидактические игры в начальной школе / А.М.

Леушина. - М.: Просвещение, 2010. - 105 с.

  1. Мастюкова Е.М. Развивающие игры для младших школьников / Е.М.

Мастюкова. - М.: Просвещение, 2009 - 50 с.

 

 

свернуть