Учителю-предметнику

«Первое сентября» — издательский дом с богатой историей, основан в 1992 году известным педагогом, философом и писателем Симоном Львовичем Соловейчиком.

развернуть

Педагогические рекомендации учителям-предметникам по подготовке учащихся к предметным олимпиадам

развернуть

 

   Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в своей работе необходимо:

1. Составить план занятий с ребенком, учитывая его склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка;
2. Определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам;
3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

     Ребенку необходимо предоставить:
- основные вопросы;
- понятия и термины, которые он должен усвоить;
- практические материалы для работы;
- список необходимой литературы;
- формы контроля;
- задания для самоподготовки.

     Для анализа результатов работы оформить индивидуальный план работы с одаренным учащимся с указанием:
- учебного предмета;
- даты и времени консультаций;
- главные рассматриваемые вопросы;
- время работы с темой по программе;
- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой.

     Учителю необходимо:
- быть доброжелательным и чутким;
- учитывать психологические особенности ребенка;
- поощрять его творческое и продуктивное мышление;
- стремиться к глубокой проработке выбранной темы;
- установить связь педагог - ученик - родитель;
- стать другом для учащегося, чтобы возникло доверие к педагогу.

свернуть

Рекомендации психолога учителям-предметникам по развитию творческих способностей учащихся

развернуть

1. Подхватывайте мысли учащихся и оценивайте их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т.п.
2. Усиливайте впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, искусство, техника).
3. Поощряйте оперирование предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.
4. Учите детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицайте, не отбрасывайте ее.
5. Вырабатывайте у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.
6. Не настаивайте на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.
7. Культивируйте творческую атмосферу. Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует.
8. Учите детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, в тетради.
9. Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному ученику, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.
10. Подбрасывайте интересные факты, случаи, технические и научные идеи.
11. Рассеивайте страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства. Рассказывайте об истории, творческой лаборатории художника, ученого и др.
12. Стимулируйте и поддерживайте инициативу и самостоятельность учащихся, подбрасывайте им проекты, которые могут увлечь.
13. Привязывайте талантливых учеников к какой-либо действительной проблеме, чтобы они носились с ней.
14. Создавайте проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.
15. Создавайте поочередно периоды творческой активности. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.
16. Развивайте критическое отношение.
17. Побуждайте доводить начинания до логического завершения.
18. Воздействуйте собственным примером.

свернуть

Рекомендации учителям-предметникам в работе с одаренными учащимися

развернуть

1. Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
2. Разрешение и поощрение множества вопросов.
3. Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.
4. Стимулирование ответственности и независимости.
5. Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
6. Формировать более разнообразный взгляд на мир.
7. Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
8. Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.
9. Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
10. Научить прослеживать межпредметные связи.
11. Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
12. Оказывать поддержку в ситуации успеха.
13. Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
14. При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
15. Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
16. Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.

свернуть

Структурный анализ урока

развернуть

  1. Организационный момент.
Дидактическая задача: - подготовить учащихся к работе на уроке.
Показатели выполнения: кратковременность, полная готовность класса, организация внимания.

     2. Этап проверки домашнего задания.
Дидактические задачи:
   - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися;
   - устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.
Условия постижения положительных результатов: оперативность в работе учителя, целевая направленность его деятельности, использование системы приёмов, позволяющих определить выполнение задания у большинства учащихся.
Показатели выполнения: возможность учителя за короткий срок (5-7 минут) установить уровень знаний большинства учащихся и типичные недостатки.

     3. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.
Дидактическая задача: - актуализировать опорные знания, мотивацию учебной деятельности (сообщение темы, цели, задачи, постановка проблемы).
Условия достижения: чёткая постановка целей урока, осознание учащимися значимости и актуальности нового материала.
Показатели выполнения: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах, эффективность восприятия и осмысливания нового материала.

    4. Этап усвоения новых знаний.
Дидактические задачи:
   - дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах;
   - добиться восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися новых способов действия.
Условия достижения:
   - использование приёмов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого понятия; полное и точное определение отличительных признаков объектов, явлений;
   - запись в тетрадях опорных знаний, алгоритмов действия;
   - использование наглядности;
   - самостоятельная работа с учебником;
   - использование приёмов анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
   - постановка перед учащимися проблемных задач и вопросов;
   - актуализация опорных знаний учащихся.
Показатели выполнения: правильность ответов учащихся в ходе беседы, отсутствие ошибок в самостоятельной работе.

     5. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Дидактическая задача: - установить степень усвоения учащимися связей между фактами, содержания новых понятий, закономерностей.
Условия достижения цели: постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний, оперативный контроль знаний для выяснения пробелов в понимании нового материала.
Показатели выполнения: понимание учащимися содержания новых знаний, выявление и устранение пробелов.

     6. Этап закрепления.
Дидактические задачи:
   - закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы;
   - учить применять знания в стандартной и нестандартной ситуациях.
Показатели выполнения: умение учащихся сопоставлять факты, понятия, воспроизводить основные знания по изученному материалу, выделять существенные признаки, конкретизировать их. Активность учащихся при выполнении заданий.

     7. Домашнее задание: инструктаж по выполнению домашнего задания даётся в границах урока.

     8. Контроль и самоконтроль знаний. Подведение итогов работы.
Дидактическая задача: - проверить усвоение учащимися нового материала, выявить пробелы в знаниях, выяснить причины их появления.
Условия постижения цели: использование эффективных приемов оперативной проверки знаний, умение учитывать реальные возможности и типичные затруднения учащихся.
Показатели выполнения: глубина анализа и эффективность контроля.

свернуть

Требования к современному уроку

развернуть

  Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. 

     "Если желаете построить корабль, то не созывайте барабанным боем людей собирать древесину, не распределяйте между ними работу и не отдавайте приказы. Вместо всего этого научите их тосковать по бескрайнему морскому простору"  (Антуан де Сент-Экзюпери).

     Цель: Обосновать использование модели. Рассмотреть теоретическую основу урока.

     Задачи:
• Рассмотреть психологию и педагогику по данной проблеме
• Проанализировать современный урок
• Раскрыть понятие качественного образования
• Описать модель урока
• Рассмотреть методики обучений

Требования к современному уроку:
- четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.

     Психологические требования к уроку:
- проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
- учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
- предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

     Стиль урока:
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
2. Особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи проявления);
- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

     Организация познавательной деятельности учащихся:
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, - усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3. Закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

     Организованность учащихся:
- отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
- возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

     Учет возрастных особенностей учащихся:
- планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
- проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
- дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

    Гигиенические требования к уроку:
- температурный режим;
- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
- своевременное и качественное проведение физкультминуток;
- соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
- соответствие классной мебели росту школьника.

     Требования к технике проведения урока:
- урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
- темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
- необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
- доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
- по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
- обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
свернуть